Если оставить все как есть, то уже скоро армяно-российские отношения дадут такую трещину, что на стратегическом союзничестве двух стран можно будет ставить крест. Создается впечатление, что, получив в свое время от Еревана все, что требовалось, Москва потеряла всякий интерес к Армении. Действительно, Ереван плотно привязан к ОДКБ, российские компании скупили и скупают здесь все, что называется, на корню – кто-то заводы прикупает, кто-то получает выгодный строительный контракт... А раз нет интереса, то нет и понимания того, что в этой стране происходит. Ситуацию можно свести к формуле: вместо стратегического партнерства – стратегическое равнодушие.
Сегодня от некогда полноценных, заинтересованных отношений, по сути, остались не слишком частые контакты на уровне правящих элит. И никому в Москве, похоже, нет дела до того, что в Армении, как, впрочем, и во многих других странах СНГ, правящая элита как минимум серьезно коррумпирована, если не сказать – криминализирована. С одобрения действующей власти Армения постепенно превращается в кланово-коррумпированное государство, поделившееся на «карабахских» и «ереванских», которые делят сферы влияния.
Как на это реагируют в России? Да в общем-то никак – молчат. И получается, поддерживают президента Кочаряна и его команду. И закрывают глаза на то, что ради сохранения власти эти люди постепенно разворачивают страну в сторону от России. А дело идет к тому, что очень скоро в Армении могут обосноваться американцы – не со своими инвестициями, а с пентагоновскими радиолокационными станциями. Администрация Кочаряна предпочла не афишировать подробности недавнего визита в Ереван высокопоставленного представителя Госдепа США, нового американского сопредседателя Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайзы. Между тем, продавливая новый план урегулирования карабахской проблемы, Брайза зондировал почву для размещения на территории Армении двух американских РЛС. С военной точки зрения их значение, может быть, и невелико. Но дело ведь в другом: Вашингтону важно войти в Армению, как до этого – в Грузию. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.
В Москве, похоже, сегодня, кроме вялой работы с армянской правящей элитой, других, более эффективных рычагов воздействия на Ереван нет. А все потому, что когда-то кто-то в Москве провозгласил принцип: в странах СНГ с оппозицией не работать, ориентироваться только на действующую власть – какой бы эта власть ни была. Из-за этого наступили в свое время на грузинские политические грабли, затем на украинские. Теперь на очереди – армянские. А те же американцы контактами с оппозицией не гнушаются. И как показывает опыт той же Грузии, остаются в выигрыше. Для России, похоже, важнее другое – внешняя стабильность, предсказуемость сложившейся в той или иной стране властной системы.
Но ведь если говорить об Армении, то и предсказуемости нет. Наглядный пример: в июле президент Армении не поехал в Москву на саммит СНГ – сослался на простуду. Бывает со всяким, конечно. Только ведь в те же дни Роберт Кочарян преспокойно плескался в не самых теплых водах озера Севан. Демарш получился. Но в Москве предпочли «не обострять».
Но обострение все-таки случится. Это только со стороны кажется, что в Армении тишь да гладь, что после весенних волнений из-за референдума по поправкам к Конституции президент Кочарян и его окружение все выправили, все взяли под контроль. Впереди у Армении выборы – парламентские 2007 года и президентские 2008-го. Политические процессы, которые начнутся в Армении уже нынешней осенью, не оставят от этой внешне благостной картины, что называется, камня на камне. При одном очень важном нюансе: сегодня в Армении практически не осталось ориентированных на Россию оппозиционных партий. А оппозиция всерьез настроена на победу.