Казалось бы, после громкого интервью первого вице-премьера правительства Дмитрия Медведева журналу «Эксперт» и его резкой оценки тезиса «суверенной демократии», а также теоретических изысканий одного из топ-менеджеров крупной государственной корпорации, выступившего недавно на страницах «The Wall Street Journal», разрушена монополия заместителя главы президентской администрации Владислава Суркова на создание идеологических лозунгов для современной России. Как выяснилось, выводы делать рано.
«Сегодняшнее величие не бесспорно, завтрашнее – не очевидно» – таким образом высказался на днях Владислав Сурков. И продолжил в том смысле, что пока велики не столько достигаемые цели и утверждаемые ценности, сколько цены на углеводородное сырье. Заметим, кстати, что сам Сурков возглавляет совет директоров «Транснефтепродукта». Речь была произнесена в конце июля и на днях размещена на интернет-сайтах.
Отечественную экономику Сурков назвал «газированной», которая «тонизирует и освежает», но, «если и когда она выдохнется, мы увидим, чего стоят ее производные – шипучие амбиции, игристая риторика и дутое благополучие». Предотвратить печальные последствия раздувания «шипучих амбиций», по мнению Суркова, можно только одним способом – правильной расстановкой приоритетов, среди которых «один из важнейших – это интеллектуальное развитие России». Способ есть: в страну, уверен Сурков, нужно импортировать не оборудование, а «знания и их носителей – научных работников, инженеров, менеджеров». Именно они и должны, по мысли заместителя главы президентской администрации, обучить российских ученых.
Заметим: оба высокопоставленных спорщика представляют одну и ту же партию власти. У них нет разногласий по существу. У них разногласия по форме, которая становится все более изощренной. Потому что именно в ней, форме изложения собственного кредо, путь к победе. Сурков презрел строгую сдержанность, свойственную конкурентам. Как человек искусства, он прибегает почти к буффонаде, призванной мгновенно сделать модными политические тезисы, которыми легко жонглирует. Высоко под куполом он вывесил сияющее обозначение цели: попадание России в «высшую касту». Путь в постуглеводородную эпоху, «наступление которой неизбежно», тернист, и прочное дорожное основание – вовсе не экспорт топлива, а высокие технологии.
Мягко иронизируя по поводу некоторых исторических аллюзий, Сурков предупредил общество от «головокружения от успехов». Власть, пояснил Сурков, это отнюдь не высокие цены на нефть и газ, а – знания. Только таким образом, на его взгляд, можно добиться истинного величия России.
Мимоходом Владислав Сурков описал губительные последствия отказа от истинного пути. Они печальны. Однако если если не сбиваться с курса, «через 5–10–15 лет России не придется вновь и вновь закупать иностранное оборудование и продукцию, произведенную за рубежом». Спасти положение может только «экономика знаний». И только тогда страна не только выживет, но и обретет истинное величие, «попав в высшее сословие креативных наций, направляющих историю».