Из кругосветного плавания в Санкт-Петербург вернулся легендарный парусник «Крузенштерн». Для России это весьма знаменательное событие. Не случайно судно встречал министр обороны Сергей Иванов, а приветствие экипажу прислал Владимир Путин.
35 тысяч миль за кормой, конечно же, хорошая школа для около 500 курсантов морских и военно-морских училищ страны. Открывая митинг, посвященный прибытию «Крузенштерна», Сергей Иванов заявил: «Мы вновь доказали, что Россия является великой морской державой. Особо приятно отметить, что в плавании несли трудовую вахту и будущие офицеры. Каждый из участников прошел настоящую проверку, настоящую морскую практику». Кто бы спорил. Правда, не факт, что после выпуска из училища лейтенантам на действующем флоте также сильно повезет. Потому корабли ВМФ большую часть времени стоят у стенок.
По официальным данным, озвученным недавно главкомом ВМФ адмиралом Владимиром Масориным, в 2005 году в ВМФ РФ «наплаванность кораблей 1–2 ранга составила 26 суток, кораблей 3–4 ранга – 15 суток. Налет на укомплектованный экипаж в морской авиации составил в среднем 34 часа». То есть, несмотря на бравые заверения руководителей страны о значительном увеличении расходов на оборону, большинство кораблей ВМФ из 12 месяцев года 11 простояли у причалов. То же самое по морским летчикам. В ведущих странах мира средний налет на военно-морского летчика составляет не менее 150 часов в год, то есть в 3 раза больше, чем сейчас в авиации ВМФ РФ.
Но как страна может считаться «великой морской державой», если боевые корабли стоят на приколе? Не выходят, как говорил Жванецкий, в нейтральные воды, «потому что из своих выйти не могут».
По данным адмирала Масорина, за 5 лет в состав ВМФ РФ вошли одна атомная подводная лодка «Гепард», сторожевой корабль «Татарстан» и 5 судов различного назначения. И это на четыре флота и одну флотилию! Корабли стареют, но закладка новых почему-то тормозится. Как признается командующий ТОФ адмирал Виктор Федоров, «на Тихоокеанском флоте исчерпан ресурс надводных кораблей». Это особенно заметно, по его словам, на Камчатской флотилии. И именно туда предлагается направить строящийся сейчас для нужд ВМФ единственный фрегат. Однако только ТОФ, считает Федоров, нужна серия таких кораблей в количестве не менее 6–8 единиц.
Уже и самого главкома ВМФ, что называется, прорвало. В интервью официальному органу МО РФ газете «Красная звезда» он с печалью заявляет, что в рамках разрабатываемой сейчас «госпрограммы вооружений, рассчитанной до 2015 года, на развитие флота предусмотрены средства, которые составляют менее 20% от потребного объема, на 2007–2015 годы запланировано ровно столько, сколько выделено на развитие ВМС США в 2006 году». Если учесть, что стоимость российских и зарубежных вооружений сейчас практически сравнялась, то такое сравнение можно считать корректным.
США постоянно присутствуют во всех мировых океанах, и действительно – это мировая морская держава. А чем Россия доказывает свое мировое лидерство в океанах? К сожалению, лишь «Крузенштерн», модернизированный из немецкой трофейной баржи, пытается доказать, что морская мощь России еще не умерла. Слабый аргумент.