За месяц до начала совместных российско-американских учений «Торгау-2006» КПРФ и еще 28 общественных организаций выступили с заявлением, в котором требуют запретить проведение маневров «в самом сердце России – на полигоне Мулино в Нижегородской области». Планы военных вызывают резкое неприятие в среде левопатриотических организаций по всей России, а нижегородские патриоты уже пикетировали аэродром, куда должны были прибыть иностранные офицеры для подготовки учений, и имели стычки с милицией.
Подобные антинатовские и антиамериканские акции и стычки с милицией, как известно, уже имели место и в других регионах России накануне саммита «большой восьмерки» и в ходе проведения в мае в девяти российских городах – от Владивостока до Калининграда – совместной акции «Россия–НАТО. Объединяя усилия». При этом набирают широту акции, связанные с требованиями отмены на территории РФ всех запланированных с альянсом совместных российско-натовских и российско-американских военных учений. Подобного раньше не наблюдалось, антинатовские лозунги явно стали своеобразным ноу-хау в деятельности левопатриотических сил. Очевидно, вдохновленные акциями крымчан, добившихся в июне отмены украино-американских учений «Си-Бриз-2006», нечто похожее отечественная оппозиция намерена адаптировать и на российской почве. Тем более что лозунги «Вон НАТО из России!» хорошо воспринимаются населением.
Однако эти «вон!» находят жесткое неприятие у местных властей. Скажем, губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев поддерживает совместные учения войск РФ и стран – участниц блока НАТО. Он уверен, что крымские акции протеста в России не повторятся. Ему вторит мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов, который считает, что оппозиция своими антинатовскими акциями зарабатывает «очки» к грядущим выборам в Госдуму и никаких других целей не преследует.
Может быть, оно так и обстоит, но надо признать, что коммунисты и другие левые движения весьма тонко уловили веяния в народе. И у них появился еще один – и надо сказать, достаточно эффективный – способ «укусить» власть в условиях, когда та еще не выработала четких принципов взаимодействия с атлантистами.
В самом деле, как заявляет вице-президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов (он долгое время возглавлял Главное управление международного военного сотрудничества Минобороны), «с одной стороны, руководство страны осуждает расширение альянса на восток, с другой – постоянно заигрывает с ним». «Эта двойственная, непоследовательная политика», – указывает он.
В свою очередь, зампред комитета по обороне и безопасности Совета Федерации, бывший командующий Северным флотом Вячеслав Попов считает, что «нет ничего страшного в том, что Россия организует и проводит на своей территории военные учения с иностранными контингентами войск». «Мы должны учиться друг у друга, особенно если маневры будут антитеррористической направленности», – заявил он «НГ», отметив при этом, что акции против совместных с американцами учений – «это политические спекуляции, и ничего больше».
«Нельзя забывать, что еще совсем недавно российские СМИ необычайно позитивно отзывались об акциях протеста в Крыму, создав таким образом положительное отношение к протестующим и в очередной раз слепив из НАТО образ врага. Вся эта ситуация работает явно на руку коммунистам и против власти», – считает старший научный сотрудник Института социологии РАН Александр Прудник.
Известно, в свое время антинатовские акции протеста крымского населения поддержала и Государственная Дума. Однако применительно к внутрироссийской ситуации, с учетом известного взаимопонимания законодательной и исполнительной властей, вряд ли следует ожидать, что депутаты так же дружно поддержат аналогичные действия российского населения.
Нет сомнений, что антинатовская инициатива оппозиционных партий найдет поддержку у части населения РФ. Однако руководство страны не считает необходимым прекращать контакты с НАТО, хотя явно озабочено аналогичными контактами в других странах СНГ (особенно в Грузии и на Украине). Двойственность такой позиции очевидна. Но вряд ли можно ожидать, что в ближайшее время она изменится.