Две публикации «НГ» о передаче китайцам для освоения лесных и сельхозугодий (подробнее см. «НГ» от 28.07.06 и 02.08.06) вызвали широкий резонанс. Между тем позиция госорганов России по беспрецедентным проектам с КНР остается во многом неясной.
На письменный запрос «НГ» в Совет Безопасности РФ относительно соответствия подобных инициатив интересам национальной безопасности России ответа вчера не поступило.
Как сообщили «НГ» в МИД РФ, в Москве не видят угрозы со стороны Китая при реализации указанных проектов. Первое соглашение, касающееся строительства целлюлозно-бумажного комбината и освоения массива до 1 млн га, было подписано в Китае в мае с.г. руководителями Рослесхоза и Гослесхоза КНР. Другой проект – по освоению китайцами заброшенных пахотных земель в Свердловской области – на подходе. Оба проекта будут курироваться на федеральном уровне, а не в регионах.
На Смоленской-Сенной подчеркивают: «Заинтересованность России в том, чтобы такие проекты осуществлялись с акцентом на глубокую переработку леса на нашей территории, а не экспорт круглого леса, который доминирует в настоящее время».
Перевести вырубку в легальную плоскость
Для строительства целлюлозно-бумажного комбината выделят участок в Тюменской или Томской областях, который, по словам руководителя пресс-службы Рослесхоза Романа Шипова, предположительно будет выставлен на конкурс.
Выбор Тюменской или Томской области для пилотного российско-китайского проекта Шипов объяснил «НГ» так: «Эти регионы, обладая огромными запасами древесины, отдалены от границы, а значит, у китайцев будет меньше шансов отправлять круглый лес на родину, а больше заниматься переработкой древесины, обеспечивая работой российских граждан и пополняя отечественный бюджет». Такой проект, отметил Шипов, поможет решению проблемы нелегальных рубок, поскольку из 52 млн. кубометров экспортируемого из России круглого леса на Китай приходится больше всего – почти 20 млн. кубометров.
По словам начальника управления планирования и перспективного развития и правового обеспечения Рослесхоза Юрия Гагарина, речь идет не просто о совместном российско-китайском использовании лесных ресурсов, а об инвестировании в национальную экономику китайского капитала. «Мы сегодня не предоставляем 1 млн. га лесного фонда, а предлагаем его в качестве сопровождения инвестиционного проекта на территории этих областей. Если есть инвестор, готовый вложить средства для строительства лесоперерабатывающего производства, то мы, в свою очередь, готовы предоставить для этого необходимую лесосырьевую базу», – сказал Гагарин.
То, что соглашение заключено на межагентском уровне (Рослесхозом и Гослесхозом КНР), по мнению Шипова, позволит Москве лучше проконтролировать ход проекта. Участок выставляется на конкурс, а в конкурсной документации прописываются жесткие инвестиционные условия, этапы строительства и т.д. Как только арендатор попытается нарушить эти условия, договор аренды тут же будет расторгнут.
Неравные отношения партнеров
По словам Джеймса Никси, эксперта по российско-китайским отношениям Королевского института международных отношений (Лондон), упомянутые проекты логичны. Китай обладает огромными людскими ресурсами, его экономика быстро растет. Российские Дальний Восток и Сибирь при этом малонаселенные районы, и численность населения там продолжает сокращаться. «Нынешние шаги Китая вписываются в формулу будущих отношений Москвы и Пекина... Ведь их стратегические интересы не идентичны. Китайцы рассматривают русских не как равных партнеров. Для них Россия – это прежде всего экспортер энергоресурсов и в какой-то степени источник земельных ресурсов на будущее», – сказал эксперт.
Другой эксперт доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Яков Бергер так оценил соглашения: «При надлежащем правовом оформлении проекты не несут угрозы национальной безопасности РФ. России необходимо использовать все свои сравнительные преимущества, чтобы максимально ускорить экономическое развитие страны. Россия предоставляет землю в аренду и под строительство западным фирмам. Почему же нужно бояться китайцев?»
Бергер считает, что идея «желтой угрозы» не подкреплена реальными соображениями. Если взять Дальний Восток России, в начале века китайцев там было значительно больше, чем сегодня. Предупреждения о том, что китайцы могут миллионами переселяться на чужие территории, – не более чем миф. При этом эксперт отметил, что проекты необходимо жестко регулировать и не допускать коррупции как со стороны российских, так и китайских чиновников.