Развернувшиеся боевые действия на Ближнем Востоке дали толчок росту военной активности в очагах давних конфликтов на всем пространстве от Средиземного моря до Тихого океана.
В те дни, когда Армия обороны Израиля атаковала районы дислокации отрядов «Хезболлах» в Южном Ливане, в повышенную боевую готовность была приведена 150-тысячная группировка турецких войск, сосредоточенная у границы с Ираком. Как сообщил 19 июля телеканал «Си-Эн-Эн-Тюрк», руководство Турции планирует проведение широкомасштабной наземной антитеррористической спецоперации в соседней стране. Предполагается, что турецкие части продвинутся на 60 км в глубь Ирака и возьмут в кольцо горы Кандиль, где, по данным турецкой разведки, расположены опорные пункты боевиков Рабочей партии Курдистана (РПК).
В последнее время ее отряды все чаще совершают нападения на турецких военнослужащих и полицейских. В начале июля они уничтожили 15 сотрудников спецслужб Турции. Премьер-министр страны Реджеп Эрдоган сразу же выступил с резким заявлением. Он подчеркнул, что для противодействия РПК будут приняты все меры, включая вторжение в Северный Ирак. «Мы знаем, как самим справиться с проблемой терроризма. Наши компетентные службы начали подготовку и будут ее продолжать», – заявил премьер .
Следует обратить внимание на тот факт, что в апреле нынешнего года вооруженные силы Турции уже провели крупную операцию против курдских сепаратистов на границе с Ираком, но решающего успеха не добились. По некоторым данным, начало нового наступления на позиции формирований РПК намечено на вторую половину августа.
Одновременно всплеск военной активности проявился на другом конце оси разлома «север–юг». В начале июля лидер КНДР Ким Чен Ир отдал личный приказ о введении в войсках Народной армии КНДР повышенной боевой готовности. Он потребовал повысить бдительность в ВС в связи с обстановкой, которая сложилась после проведения Пхеньяном испытаний баллистических ракет. Власти Южной Кореи очень остро отреагировали на эти пуски и прекратили поставки продовольствия в КНДР. Согласно сообщениям информагентств, один из представителей Минобороны Северной Кореи отметил, что в армию была призвана часть резервистов для участия в военных учениях, проходивших в начале июля.
В непосредственной географической близости от Корейского полуострова в эти дни подскочил градус напряженности в и без того сложных отношениях между Пекином и Тайбэем. 13 июля Тайвань провел крупнейшие военные учения. По сценарию маневров остров, находящийся под прицелом 820 ракет КНР, подвергся внезапному нападению. В начале учений комплекс ПРО «Пэтриот» двумя залпами уничтожил две условные китайские ракеты. После этого истребители F-16 тайваньских ВВС нанесли «бомбовый удар» по приближающимся кораблям противника. В маневрах принимали участие корабли ВМС класса Knox и вертолеты Cobra.
Обострились отношения и между двумя государствами Южной Азии. 21 июля Индия потребовала от Пакистана ареста и выдачи лидера экстремистской мусульманской группировки «Хизб-уль-Муджахедин» (крупнейшая из базирующихся в Пакистане исламистских группировок, ведущих подрывную деятельность против Индии) Сайеда Салахуддина. Такое заявление сделал официальный представитель индийского МИДа Навтедж Сарна. Он напомнил об обещании Исламабада не допускать использования контролируемой Пакистаном территории террористами, выступающими против Индии. Одновременно Индия потребовала от Пакистана арестовать лидеров радикальной мусульманской группировки «Джамаат-уд-Дава». Сарна также подчеркнул, что «Пакистану необходимо принимать более действенные меры по борьбе с террористами, обосновавшимися на его земле».
За 10 дней до этого заявления в городе Мумбаи (Бомбей) террористы взорвали семь поездов. Погибло 190 человек, более 700 получили ранения. В организации преступления Дели подозревает экстремистскую организацию «Лашкар-э-Таиба», базирующуюся в Пакистане.
Война на Ближнем Востоке всколыхнула тлеющие конфликты. На силу оружия все же остается больше надежд, чем на урегулирование спорных проблем дипломатическим, переговорным путем. Мир по большей части зиждется на насилии.