Владимир Путин обнадежил Уго Чавеса миллиардными российскими инвестициями.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Многополярный мир, сотрудничество между Россией и Венесуэлой в энергетической и военно-технической сферах – вот главные темы вчерашних переговоров между президентами этих стран Владимиром Путиным и Уго Чавесом. Завершая их, Чавес благодарил Российскую Федерацию и ее граждан за то тепло, которое они ему подарили, а Путин обещал сделать все, чтобы достигнутые договоренности были реализованы.
Сначала главы обоих государств встречались друг с другом в так называемом узком составе. Президент Венесуэлы, насколько можно было судить по тем его словам, которые удалось услышать журналистам, был в хорошем настроении, и ему все нравилось. Он передал Путину множество приветов от всех тех, с кем он виделся за последние несколько дней, в том числе и от президента Белоруссии Александра Лукашенко.
Далее предполагались переговоры в расширенном составе – примерно по десятку человек с каждой стороны. Среди российских переговорщиков были замечены главы крупнейших российских компаний – Вагит Алекперов, Олег Дерипаска, Владимир Потанин, руководители отраслей военно-промышленного комплекса, в том числе и глава Рособоронэкспорта Сергей Чемизов. В свите же Уго Чавеса наиболее выделялись красочно экипированные по латиноамериканской традиции генералы. Однако личная встреча двух лидеров затянулась, а потому расширенные делегации стали понемногу расползаться по окрестностям переговорного зала. Размяться и покурить, например, вышли вице-премьер Александр Жуков и министр промышленности и энергетики Виктор Христенко, но вот капитаны российского капитализма предпочли кулуары не покидать. В предбанник, где ждали своих президентов их подчиненные, кремлевские официанты подносы носили один за другим – и, кстати, пустые выносили тоже достаточно быстро. Так что нервничали, похоже, обе делегации.
Но вот наконец прессе была дана команда зайти. Длинный стол уже был заполнен российскими и венесуэльскими чиновниками, а потом появились Владимир Путин и Уго Чавес. Российский руководитель объявил, что визит проходит хорошо, отношения между двумя странами тоже улучшаются, а товарооборот – растет. Чавес ответил аналогичными любезностями, заметив, в частности, что Россия и Венесуэла идут по одному и тому же пути развития и роста своих экономик. Бывший венесуэльский десантник также для чего-то сказал о «законном и твердом руководстве» Россией Путиным, но потом представителей СМИ из зала попросили выйти.
Выход членов обеих делегаций, которые заняли первые ряды, был предварительным сигналом о том, что Путин и Чавес скоро покажутся. Окончательно же стало понятно, что время пришло, когда бравый венесуэльский десантник, берет которого на голове был затянут тесемкой до того туго, что его даже стало жалко, вынес и положил перед микрофоном, предназначавшимся его патрону, толстую черную книжицу. По ней Уго Чавес потом и читал свою речь, главным смыслом которой было превознесение сотрудничества с Россией прежде всего в энергетической сфере и благодарность «ЛУКОЙЛу" и «Газпрому» за то, что они решили работать на венесуэльском рынке. Что же касается энергоресурсов, то из слов Чавеса стало ясно, что и нефти у Венесуэлы чуть ли не больше, чем у самой Саудовской Аравии, да и газом она не обижена – по крайней мере, по южноамериканским меркам. Так что «ЛУКОЙЛу» было сказано «добро пожаловать» в бассейн реки Ориноко, а «Газпрому» – на долевое участие в строительстве и эксплуатации трансюжноамериканского газопровода. Не мог Чавес, конечно, не вспомнить и о прекрасном российском оружии, но особого красноречия не продемонстрировал. А Владимир Путин обещал, что скоро-скоро в Венесуэлу придут российские частные инвестиции – причем, по его словам, они станут измеряться «сотнями миллионов и даже миллиардами долларов». Но российский президент специально для тех, кто подумал что-то неправильное, заявил, что «сотрудничество России с Венесуэлой не направлено против третьих стран».