В ведомстве Александра Вешнякова внезапно обнаружились крупные неполадки.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
В начале этой недели суд Тюмени приговорил заместителя главы местного избиркома Тимофея Матвеева к трем годам лишения свободы. Таким образом появилась еще одна глава в целом ряду неожиданно всплывших в последнее время судебных дел, связанных с существующей избирательной системой.
Только в последние полгода за фальсификации и прочие злоупотребления в избирательном процессе до суда было доведено несколько дел. Напомним, полгода назад за приписку действующему президенту лишних голосов в Московской области решением суда был оштрафован глава одного из местных ТИКов. Позже, в июле, практически одновременно всплыли еще два однотипных дела. В Ивановской области бывший и.о. мэра г. Кинешмы Юрий Вахотин, кандидат на должность главы города, приговорен к четырем годам лишения свободы условно. Сроки от двух до трех с половиной лет получили его бывший заместитель, заместитель начальника городского ГУВД и три сотрудника предвыборного штаба Вахотина, отвечавшие за агитацию и юридическое обеспечение. Им вменялись в вину фальсификация итогов голосования муниципальных выборов, воспрепятствование работе избирательных комиссий, похищение документов, печатей и штампов, злоупотребление должностными полномочиями.
Как и в Адыгее (см. «НГ» от 28.06.06), все обвиняемые согласились с предъявленными обвинениями. Однако членам 13 территориальных избиркомов, пришедших с повинной, удалось избежать наказания. И по суду за фальсификации на президентских и парламентских выборах пришлось отвечать главе Тахтамукайского района Аслану Хуако. Правда, в суде дело прекратили, приняв во внимание раскаяние фальсификатора.
Как сообщил «НГ» пожелавший остаться неназванным источник в Центризбиркоме, в ведомстве Александра Вешнякова весьма озабочены этой тенденцией. Дело в том, что, как и дело против Матвеева, почти все судебные дела имеют одну характерную черту – материалы касаются давно минувших дней: главным образом последних парламентских и президентских выборов. Так, Тимофей Матвеев был осужден по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере) и ст. 327 УК РФ (подделка документов) по истечении трех лет разбирательств. По данным следствия, в тюменской комиссии были похищены средства в размере 2,5 млн. руб., выделенные на проведение последних выборов президента России. В ходе следствия предприимчивый зампред избиркома возместил государству всю сумму. Но суд был суров: кроме трех лет в колонии общего режима назначил мошеннику в качестве дополнительного наказания штраф в размере 50 тыс. руб.
Между тем о массированной кампании борьбы с фальсификациями в избирательной системе говорить преждевременно, считает адвокат партии СПС, в прошлом член ЦИКа Вадим Прохоров: «Таких дел сотни. Но их довели до суда через столько лет... Что говорит о том, что кому-то это политически выгодно». Все эти якобы разрозненные факты, по его мнению, «хорошо накладываются на идею о дискредитации выборов в целом, которую сейчас продвигает федеральная власть». Побочной целью может оказаться и сам глава ЦИКа: «Конечно, они на Вешнякова давят и будут давить. Но, думаю, в целом эти факты работают на дискредитацию выборов, что, конечно, побочно отражается и на Вешнякове, как защитнике существующей избирательной системы».
В этом случае, полагает Прохоров, «отдельные случаи злоупотреблений, доведенные до суда, и наказания виновных «на три копейки» позволяют сказать, что борьба с фальсификаторами у нас все-таки идет». На фоне иска о фальсификациях на последних федеральных выборах, находящегося сейчас в Европейском суде по правам человека, даже эти мелкие дела выглядят убедительно. Но дело в том, уверен юрист, что «признавать ошибки на федеральном уровне власть, недовольная принципиальностью главы ЦИКа, не хочет даже для того, чтобы избавиться от Вешнякова».