На прошлой неделе стало известно о контактах Михаила Касьянова с Национальным демократическим институтом, возглавляемым бывшим госсекретарем США Мадлен Олбрайт. На вопрос «НГ», есть ли шанс, что Запад сделает серьезную ставку на Касьянова в качестве кандидата в президенты и окажет ему помощь на выборах 2008 года, отвечают известные политики и политологи.
Константин Косачев, председатель комитета ГД по международным делам
Я этого не исключаю. НДИ декларирует абсолютную политическую неангажированность и готовность работать с любыми политическими силами. Но у меня нет сомнений в том, что в своей деятельности этот институт так же политически ангажирован, как и подавляющее большинство других организаций подобного характера, действующих в политическом секторе российской внутренней жизни. Судя по сообщениям прессы, контакты между НДИ и так называемой «Другой Россией» происходят. И не исключаю: они будут активизироваться по мере продвижения к парламентским выборам. Разумеется, такого рода контакты, имеющие идеологическую подоснову, я, как гражданин РФ, никоим образом не приветствую.
Эдуард Лимонов, лидер Национал-большевистской партии
Мне ничего не известно ни о каких контактах Касьянова. Да и вообще железный занавес у нас давным-давно отменен, поэтому любые контакты между россиянами и иностранцами только приветствовались до сих пор. Я, например, не вижу ничего плохого в том, что Путин тратит 400 миллионов долларов на то, чтобы принять у себя руководителей государств G8. Нет ничего особенного и в том, что бывший премьер-министр тоже наводит какие-то мосты и пытается что-то там с иностранными партнерами обсудить. Ничего удивительного, предосудительного и тем более преступного здесь не вижу. В любом случае именно российский народ, который решает судьбу и Касьянова, и всех нас грешных, будет на выборах, я надеюсь, свободных, решать, кто достоин быть во главе государства или в Государственной Думе.
Андрей Савельев, зампред комитета ГД по делам СНГ
Шансы на то, что помощь будет оказана, есть, и довольно высокие. А вот шансы на победу у Касьянова нулевые. Поэтому нужно понимать, вложение каких-то средств или ресурсов в те структуры, которые создает Касьянов, направлено на то, чтобы на большой геополитической шахматной доске либо выставить Касьянова как ложную цель, либо создать из него не самую крупную фигуру для розыгрыша какой-то комбинации. А нужных американцам фигур не так уж и много. Проамерикански настроенных политиков у нас становится все меньше. Они, хоть и крикливые, но маловлиятельные. Так что сформировать из Касьянова даже «легкую фигуру» уже будет неплохо. Думаю, именно в этом ключе размышляют американские стратеги.
Леонид Гозман, зампред политсовета СПС
С трудом представляю, какую помощь Запад может оказать на выборах президента. Какие-то круги за рубежами нашей страны могут считать для себя более выгодным, если в России будет такой-то президент, а не другой, но не более того. Национальный демократический институт – это такая большая сетевая структура, которая присутствует во многих странах. В нашей стране НДИ контактирует со всеми политическими партиями, готовыми идти с ним на контакт. С нами они тоже контактируют, но из этого абсолютно ничего не следует. Я считаю, разговор о ставке Запада вообще не имеет никакого смысла, потому что он не может повлиять на то, кто у нас будет президентом.
Андрей Рябов, консультант Московского центра Карнеги
Серьезной поддержки Михаила Касьянова как главного оппозиционного кандидата из-за рубежа не будет до тех пор, пока он не продемонстрирует свою влиятельность внутри страны. Говоря о влиятельности, я имею в виду и широкую элитную поддержку. А пока ее незаметно.