Государственная Дума одобрила вчера большой законопроект, изменяющий нормы сразу полутора десятков действующих законов, тем или иным образом связанных с борьбой против терроризма, экстремизма и отмывания денег. Президент получил право принимать решения об использовании российских спецподразделений в зарубежных операциях. Расширяются полномочия ФСБ, которая теперь сможет бороться с терроризмом, нарушая ряд конституционных прав граждан без разрешения суда. Деньги, полученные за сообщения о терактах и террористах, предполагается налогами не облагать. А СМИ, которые будут аккредитованы в зонах проведения контртеррористических операций, окажутся под большим контролем. Кроме того, дополнительной мерой вводится конфискация имущества, сопровождающая наказания за преступления, предусмотренные несколькими десятками статей УК РФ.
Вопрос использования спецслужб в зарубежных антитеррористических операциях решается путем внесения поправок в два закона – о ФСБ и о противодействии терроризму. Решение президента не оговаривается какими-либо ограничениями или участием в этой процедуре каких-то иных органов власти. Напомним: для использования за пределами территории РФ армейских подразделений главе государства надо получать согласие Совета Федерации. Как объяснил вчера зампред думского комитета по безопасности Анатолий Куликов, новая норма касается прежде всего «специальных подразделений ФСБ и других спецслужб – речь идет, например, о Службе внешней разведки». Куликов еще раз специально подчеркнул, что процедура по использованию за границей Вооруженных сил остается прежней. Новая норма начнет действовать только с 1 января 2007 года.
ФСБ вчера усилили свои полномочия в борьбе с терроризмом: последняя теперь выделена в отдельный вид чекистской деятельности. В ходе контрразведывательных операций органы безопасности теперь имеют право нарушать права граждан на неприкосновенность жилища, переписки и телефонных разговоров без предварительного решения суда – с условием, что они уведомят их в течение 24 часов, а в течение следующих 48 получат санкцию либо прекратят свои неконституционные действия. В течение суток ФСБ должна уведомить о своих действиях прокуратуру. Суды в этих делах принимать участия не будут.
Секретные агенты и просто бдительные граждане смогут получать вознаграждение, не уплачивая за него налоги, – правда, только после Нового года. СМИ в зонах проведения контртеррористической операции теперь придется общаться только с ее руководителем – именно он определит, что журналистам можно знать, а чего нельзя. Судя по тексту закона, запрещающему распространять информацию, ставящую под угрозу как успех операции, так и жизни сотрудников спецслужб, прессе теперь будет доставаться самая малость. Если же кто-то из представителей масс-медиа попытается нарушить запреты, то для него пригодится новая статья Кодекса об административных правонарушениях. Репортера персонально смогут оштрафовать от 500 руб. до 2 тысяч, главного редактора – от 1000 до 5000, а само СМИ – от 30 до 100 тысяч руб.
В первом чтении данный законопроект был принят еще в середине апреля. С тех пор думцы, правительственные чиновники и представители администрации президента погрязли в обсуждении главного вопроса: какой мерой должна стать конфискация имущества – дополнительным наказанием или способом возмещения нанесенного преступниками вреда. Спор, естественно, шел и вокруг точного перечня статей УК, по которым можно было бы назначать конфискацию. В правительстве, администрации и «Единой России» произошло разделение на сторонников жесткого и более либерального варианта. За подписями глав комитетов по безопасности, по госстроительству и по законодательству Владимира Васильева, Владимира Плигина и Павла Крашенинникова была распространена поправка, сужающая перечень конфискационных статей УК. Из списка, подготовленного ко второму чтению, исключили: экономические преступления, взятки, экстремизм, проституция и порнография. Но перед голосованием статс-секретарь ФСБ Юрий Горбунов внезапно объявил, что конфискации должны подвергаться не только преступления террористического характера, но и общеуголовные. После этого на столах депутатов появилась поправка, подписанная депутатами Анатолием Куликовым и Виктором Илюхиным. Она фактически оставляла в полном виде перечень примерно из 50 с лишним статей УК .