Что делать почти официальным преемникам Медведеву и Иванову – срочно вступать в партию власти или отказываться от президентских перспектив?
Фото ИТАР-ТАСС
Завтра Владимир Путин встретится с думской фракцией единороссов. Это мероприятие уже не выглядит обычной протокольной встречей на фоне последних заявлений замглавы президентской администрации Владислава Суркова и вчерашних откровений спикера Государственной Думы Бориса Грызлова. Председатель нижней палаты сделал знаковое заявление: его партия будет выдвигать партийного кандидата в президенты. Мотивировалось предложение успехами ЕР на региональных выборах. Которые, по выражению Бориса Грызлова, «показывают, что «Единая Россия» уверенно везде побеждает, получая не менее половины депутатских мандатов».
Его первый заместитель Олег Морозов почти сразу попытался конкретизировать заявление шефа. «Мы неоднократно заявляли о том, что будем выдвигать на выборах президента своего кандидата, но никогда не говорили, что это будет член «Единой России», – отметил Морозов. При этом он напомнил, что ЕР в 2004 году не стала выдвигать Владимира Путина «из-за тактических соображений, а не принципиальных». Вместе с тем, высказывая свою личную точку зрения, Морозов оказался более категоричен. «Я в значительной степени уверен в том, что следующий кандидат в президенты от «Единой России» может быть членом партии, даже если он сейчас в ней и не состоит», – подчеркнул первый вице-спикер.
Отметив, что все российские партии уже давно выдвигают своих кандидатов в президенты, Олег Морозов намекнул, что Путин является беспартийным по большому счету только формально, а «идеологически, программно, стратегически остается человеком с ясными политическими взглядами, которые совпадают с позицией «Единой России». Морозов считает, что сейчас, конечно же, Путину в ЕР вступать не слишком удобно, за исключением, правда, одного варианта – «если Владимир Путин возглавит список «Единой России» на выборах в Государственную Думу следующего созыва». Однако первый вице-спикер достаточно уверенно предрек, что «после того, как он перестанет быть президентом, вполне вероятно, что он станет членом «Единой России». Впрочем, на прямой вопрос, кто же конкретно может стать кандидатом в президенты от ЕР, Олег Морозов отвечать не стал. По его словам, партия «пока с этим кандидатом не определилась, более того, этот вопрос пока даже не обсуждался». Первый вице-спикер обещал, что все будет делаться по закону, а это значит, что имя кандидата от ЕР должно быть оглашено осенью 2007 года, когда избирательная кампания будет официально объявлена.
Думский вице-спикер Артур Чилингаров, заметив, что у партии сейчас вряд ли есть какие-то конкретные предложения на этот счет, тем не менее сообщил, что, по его личному мнению, кандидатом в президенты должен быть выдвинут лидер «Единой России». На уточняющий же вопрос корреспондента «НГ», имеет ли он в виду Бориса Грызлова, Чилингаров ответил, что «имен я специально не называю, так что определенно все станет ясно уже ближе к выборам». При этом Чилингаров бросил и такую фразу, что, мол, сейчас лидер Грызлов, но никто не может сказать, что будет завтра. А вот координатор фракции КПРФ Сергей Решульский полагает, что вчерашние твердые заявления Грызлова ставят ЕР и его самого в не слишком удобную ситуацию. «Повсеместно принято, что партия выдвигает в президенты своего лидера, если же она выдвигает не его, то тогда это означает, что партия своему лидеру не доверяет, не так ли?» – сказал Решульский. Он напомнил, что, конечно, бывают и исключения. «Например, на прошлых выборах мы выдвинули кандидатом не Геннадия Зюганова, а Николая Харитонова, но при этом сделали заявление, что в тех условиях честной борьбы быть не могло», – отметил депутат. Однако, по его мнению, ЕР явно считает все проходящие выборы честными и справедливыми, а следовательно, «подобного рода заявление они сделать не смогут». Так что, сказал Решульский, «я действительно не исключаю, что Грызлов имел в виду именно себя».
Один из заместителей думского спикера, не захотевший, чтобы упоминалось его имя, попросил корреспондента «НГ» не задавать ему подобных вопросов, чтобы «не подставлять». В то же время он всячески пытался убедить, что пока у ЕР действительно нет никаких предположений о будущем кандидате. «Существует множество вариантов, – сказал он, – вот хотя бы нынешний руководитель администрации президента Сергей Собянин – он, например, член партии». А депутат из фракции ЕР Николай Гончар, заметив, что «партия, конечно, будет использована как механизм выдвижения официального кандидата в президенты», в то же время уверенно заявил, что выяснять его имя пока рано. «Тот человек, который решит, кто должен стать следующим президентом, скажет об этом в самый последний момент».
А политологи тем временем не исключают, что и сам Путин может возглавить «Единую Россию». По мнению замгендиректора Центра политических технологий Алексея Макаркина, роль «Единой России» сейчас меняется и председательство в ЕР становиться очень привлекательно для президента в случае его ухода в 2008 году. «Если его преемник будет членом «Единой России», он будет его начальником по партийной линии, в парламенте большинство будет из ЕР, абсолютное число губернаторов – тоже члены ЕР», – замечает Макаркин. Он считает, что Грызлов намеренно сделал вчерашнее заявление. «Несколько парадоксально, когда идеи, связанные с «Единой Россией», озвучивал кремлевский чиновник. «Наверное, Грызлову хотелось показать, что инициатива исходит в том числе от партии и что роль ее нынешнего руководства достаточно высока», – считает политолог.