В о вторник выпуски телевизионных новостей (что, впрочем, как раз новостью и не стало) во многом состояли из комментариев. Как говорится, перебивая друг друга, сменяя друг друга на телеэкране, известные российские парламентарии клеймили тех, кто, по их разумению, виновен в смерти российских дипломатов. Хотелось сказать – как с цепи сорвались, если бы не печальный повод.
«Вся ответственность за то, что произошло с дипломатами, лежит на тех, кто искал там оружие массового поражения. Массово уничтожаются ни в чем не повинные люди. За это нужно отвечать», – подчеркнула вице-спикер Госдумы Любовь Слиска.
Еще один первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов заявил, что ответственность за гибель россиян лежит на США. «Определенная доля ответственности за произошедшее лежит на США, – сказал депутат. – Они ввели войска, гарантировали защиту прав и свобод иракских граждан и граждан других государств, но теперь не могут обеспечить безопасность ни своих, ни чужих граждан».
Дал интервью и глава международного комитета Совета Федерации Михаил Маргелов. Из его слов стало понятно, что «лобовое «продвижение демократии» в Ираке не увенчалось каким-либо успехом». «Это и предсказывали противники вторжения в эту страну», – подчеркнул он. Несколько слов «по поводу» произнесли вице-спикеры Владимир Катренко и Владимир Жириновский.
Итак, виноватые найдены и названы. Отчего же – если все так понятно – не смогли спасти?
Понятно, что и «Спасти рядового Райана» – всего лишь кино, выдумка тружеников американской фабрики грез. И тем не менее.
Любопытно, что в театре все классические трагедии строятся обыкновенно так: пока жив человек, ломаются копья, страсти кипят, когда же гибнет герой, его товарищ или посторонний произносит несколько понятных печальных слов. Все случилось, все ясно, спорить больше не о чем. «Гамлет», «Отелло» или более древние – «Эдип-царь», «Медея»... В жизни – во всяком случае, в нашей политической, в российской жизни – всё получается наоборот.
Вечером в понедельник российский МИД заявил, что «с захваченными сотрудниками российского посольства в Ираке, судя по всему, случилось непоправимое». Трагическую гибель официально признали во вторник. Горе. Не мысля себя без дела и, как говорится, не тратя времени даром, парламентарии тут же принялись сыпать обвинениями. А главное: им сразу все стало понятно. Хотя главная человеческая забота теперь – найти и похоронить тела. Но у политиков – свои заботы.
Уже упомянутый Михаил Маргелов в одном из интервью (их, судя по всему, по этому поводу было несколько!), правда, сказал: «Реально было сделано все и даже больше – и по открытым каналам, и по доверительным, и по закрытым каналам. Нашу страну не в чем упрекнуть – ни исполнительную власть, ни законодательную, ни спецслужбы». Как хотелось бы верить. И верить в то, что в собственные свои слова верит уважаемый депутат. Мы слышали несколько грозных предупреждений, несколько заявлений. Это было. Не так, правда, много, как теперь, когда изменить ничего уже нельзя. Зато можно, воспользовавшись удобным случаем, сказать, как говорили прежде, когда крыть было нечем: у нас, конечно, имеются отдельные недостатки, но зато у вас, в Америке, негров линчуют. И горя нет.