Высший арбитражный суд (ВАС) вчера одобрил законопроект, предусматривающий полную прозрачность имущества и финансов судей. Как сообщил председатель ВАС Антон Иванов, уже в ближайшее время закон будет внесен на рассмотрение в Госдуму.
Пока что судьи, как и все прочие граждане, подают декларацию о доходах в налоговую службу. Однако для того чтобы показать действительную независимость судебной системы от министерств и ведомств, в ВАС был подготовлен специальный законопроект, согласно которому каждый судья ежегодно не позднее 30 апреля обязан представить документы о своих доходах и имуществе в суд, где он работает.
На вопрос корреспондента «НГ», сколько машин и квартир должно быть у судьи, чтобы это не вызвало подозрений у налоговиков и СМИ, председатель ВАС прямого ответа не дал: «Трудно сказать, мне кажется, все зависит от его прежней деятельности. Если он получал большой доход и уплачивал большие налоги – то какие возражения? Вопрос о соотношении состава и стоимости имущества должен соответствовать доходам судьи».
Иванов не исключил того, что свои квартиры и дачи судьи могут переписать на родственников. Однако к такому варианту он относится скептически: «В Америке, например, никто не переписывает имущество на родственников и жен. Потому что родственники с этим имуществом тут же помашут рукой человеку и скажут: до свидания, дорогой, спасибо, что на нас это все записал». По мнению главы ВАС, в России сейчас складывается похожая ситуация. «Общество движется от патриархального в сторону рыночного», – с удовлетворением заметил Иванов.
Оживление в пленум ВАС привнес пункт законопроекта о предоставлении СМИ сведений об имуществе и доходах судей. При запросе подобных документов издание, согласно закону, должно опубликовать полученную информацию в недельный срок. Невыполнение этого пункта подразумевает, что в будущем суд может и не предоставлять журналистам подобных сведений. Между тем элементарная логика диктует: решение о публикации статьи должно приниматься исходя из того, что именно написано в справке об имуществе. «Пришла декларация – в ней ничего нет», – пытался шутить Иванов. В итоге вопрос о том, чтобы исключить этот пункт из законопроекта, был поставлен на голосование, но не нашел поддержки большинства. «Я боюсь, что от нашего законопроекта скоро в Думе ничего не останется», – утешал журналистов председатель ВАС по окончании пленума. И для этого есть основания – законопроект еще сырой. Например, помимо автомобилей, прицепов, мотоциклов, воздушного, водного транспорта и даже сельскохозяйственной техники в документе есть пункт «иные транспортные средства». Одна из судей резонно поинтересовалась, что именно здесь имеется в виду: велосипеды и самокаты?