В последние годы проблемы разоружения зримо отошли в тень или, как выразился недавно президент Владимир Путин, выпали из повестки дня мировой политики. Ее основное внимание поглощено прежде всего борьбой с международным терроризмом. Или же концентрируется на отдельных важных секторах глобальной проблемы, как, например, нераспространение ядерного оружия. О специальных сессиях Генассамблеи ООН по разоруженческой проблематике не слышно. Нет сдвигов даже с ратификацией обновленного Договора об ограничении вооружений в Европе. Между тем после короткой передышки, вызванной окончанием холодной войны и блокового противостояния Востока и Запада, наращивание вооружений, модернизация и создание их новых образцов и видов не только не прекратились, а набирают все большие обороты.
Свидетельство тому новые доклады, опубликованные на этой неделе Стокгольмским международным институтом проблем мира (СИПРИ) и Оксфордской исследовательской группой. Оказывается, только за один прошлый год совокупные расходы всех государств по военным статьям увеличились на 33 млрд. долл. В евро они составили, по данным шведских ученых, более 950 млрд., а в долларах более триллиона. Это новый безумный рекорд: на треть больше, чем десять лет тому назад, и впервые выше максимального уровня таких ассигнований, зарегистрированного на пике холодной войны в 1978–1988 годах.
Львиную долю средств в этой топке сжигают Соединенные Штаты, мотивируя рост расходов операциями в Ираке, Афганистане, войной с терроризмом. На долю единственной сверхдержавы приходится 48% всех военных расходов на планете! С большим отрывом от нее следуют Великобритания, Франция, Япония и Китай. Германия занимает шестое место.
Россию доклад СИПРИ не причисляет к «передовикам» военных бюджетов. Ее оборонные расходы в два раза ниже британских и французских, а американских даже в 25 раз. Но она активно участвует в международной торговле оружием, объемы которой тоже неуклонно растут из года в год, достигая 43 млрд. евро. Долгое время на этом рынке лидировали Россия и США. Но в прошлом году их уже опередили страны ЕС. По данным СИПРИ, они продали вооружений на 7,8 млрд. долл., США – на 7,1, а Россия – на 5,8 млрд.
Ставка на «силовой аргумент» нередко подменяет дипломатию. Как отмечается в докладе СИПРИ, правительство президента Джорджа Буша по-прежнему проявляет склонность к односторонним военным акциям и только вышедшая из-под контроля ситуация в Ираке препятствует в настоящее время США вести дальнейшие превентивные войны. В свою очередь, авторы доклада Оксфордской группы приходят к выводу, что попытки Вашингтона и Лондона обеспечить свои позиции в мире с опорой на военную силу не только поглощают сотни миллиардов долларов. В конечном счете эта политика «порождает больше поддерживающих, чем отвергающих терроризм и искажает взгляд на куда более значительные угрозы мировой безопасности».
Как известно, главные вопросы, выносимые председательствующей Россией на рассмотрение саммита в Санкт-Петербурге, не мешают разговору и на другие темы. Правда, они могут быть не совсем приятны тем или другим участникам. Москве, например, вопросы демократии и прав человека, которые, возможно, затронут некоторые западные лидеры. А Вашингтону – обсуждение его роли главного «спонсора» новой гонки вооружений, для которой нет никаких объективных императивов. Однако именно западные лидеры часто подчеркивают, что достигнутая степень взаимного доверия в G8 позволяет им откровенно обсуждать и деликатные вещи, не ставя под вопрос успех встреч на высшем уровне. Другое дело, найдут ли в Санкт-Петербурге время для ключевых вопросов разоруженческой тематики.
Впрочем, есть и другие форумы и инструменты для активизации усилий в области разоружения. Следовало бы хотя бы остановить тенденцию к наращиванию мировых военных расходов.