На днях губернатор Ивановской области Михаил Мень призвал тех, кто не уверен в глубине своей веры, не смотреть «Код да Винчи». Сам губернатор в своих убеждениях, видимо, не сомневается, поэтому нашумевший фильм посмотрел. После чего переадресовал обращение архиепископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Амвросия, требующего прекратить показ фильма в России, в Государственную Думу.
В Самарской области пошли дальше. Местные правоохранители, также посетив кинотеатр, пришли к выводу, что творение Рона Ховарда «искажает христианское православное учение», и расценили его как «воспрепятствование осуществлению граждан на свободу совести и свободу вероисповедания с умышленным оскорблением чувств граждан». В итоге кинотеатр «Художественный», где демонстрируется фильм, пригрозили оштрафовать.
Все это живо напомнило мне перестроечные годы, когда появились первые видеосалоны. Один из них действовал в нашем военно-морском гарнизоне в Риге. Я тогда входил в комиссию, которая отбирала фильмы, дозволенные для просмотра морякам срочной службы. Помнится, с каким удовольствием высокое начальство смотрело «Эммануэль», а потом, выходя из кабинета начальника клуба (где проходила «экспертиза»), выносило вердикт: «Запретить для показа личному составу. Это разврат».
Между тем Ивановская область – один из самых депрессивных регионов страны. И, надо полагать, у губернатора Меня хватает и других забот, кроме как предавать анафеме «крамольный» фильм. Тем более что религия у нас отделена от государства, а Михаил Мень в первую очередь – государев человек. А защитников православия в стране и без него хватает. Да и у самарских правоохранителей, похоже, других забот немало. Одно только дело против управляющего дочки ЮКОСа «Самаранефтегаза» Павла Анисимова чего стоит. Уже вроде бы сидит человек, а ему вдогонку еще одно обвинение на днях предъявили. При этом, как ни странно, о деле Павла Анисимова кратко сообщают лишь информагентства, а вот о борьбе правоохранителей с «Кодом да Винчи» шум идет на всю страну.
Правда, шума много, а эффекта мало. На днях вологодский областной суд снял все обвинения с редактора газеты «Наш регион +» Анны Смирновой, признанной виновной в рамках «карикатурного дела» и оштрафованной на 100 тысяч рублей. Между тем о деле Смирновой шумели не одну неделю, забыв обо всем остальном. Теперь вот уже какую неделю страна обсуждает «Код да Винчи». Как всегда, не глядя, вслепую. И дело не в том, что «я Пастернака не читал, но...». Здесь речь о другом.
Как известно, шум вокруг «Кода да Винчи» уже обеспечил фильму хорошую рекламу. Что бы там ни говорили кинокритики в Каннах, кассовые сборы фильму обеспечены. Но подозревать отечественных правоохранителей – и уж тем более губернатора Меня – в том, что они, как говорится, забесплатно пиарят «чуждое» нам кино, согласитесь, грешно.
Другое дело, что под сурдинку жаркой дискуссии о фильме власть успешно предпринимает шаги, которые в другой обстановке вполне могли бы стать предметом пристального внимания сограждан. Под шумок запущена идея отменить на выборах графу «против всех», этого последнего прибежища недовольных властью. В Чечне продолжают гибнуть солдаты и офицеры. Цены в магазинах растут, к многочисленным акциям против повышения цен на услуги ЖКХ власти не прислушались. Инфляция растет, несмотря на бодрые рапорты чиновников. Всей правды о Беслане так никто и не рассказал. Обманутых дольщиков разгоняют спецназом. С правами человека дошло до того, что ПАСЕ уже просит Россию не заваливать жалобами Страсбургский суд. Борьба с коррупцией, исходя из последних событий, больше напоминает кампанейщину. К тому же если это борьба, как говорил Жванецкий, то где же результат?
И вместо всего этого нам предлагают только три блюда – «Код да Винчи», рождаемость, в повышение которой все равно никто не верит, и Диму Билана. По мне уж лучше Дима. Все-таки хоть какая-то реальность.