– Элла Александровна, каким образом осуществляется сегодня взаимодействие гражданских организаций с шерпами, занимающимися подготовкой питерского саммита?
– Еще в феврале мы собрали круглый стол экспертов, в марте у нас прошел международный форум, где присутствовали представители стран «восьмерки», а 18 мая у нас состоялась новая встреча – более узким составом – с шерпами. Обсуждались в режиме диалога ключевые вопросы повестки дня: позиция гражданского общества и официальная реакция на нее «большой восьмерки». Говорили, в частности, о проблемах энергобезопасности и образования. Стало более понятно – где у нас есть совпадения, а где – противоречия.
Следующий этап – форум 3–4 июля. Увеличится число участников – до 500, приедут делегаты из Африки в том числе. Проведем форум в Москве – решили не суетиться. Фактически идет уточнение позиций по нашим рекомендациям «восьмерке». Речь идет о наказах «восьмерке» на будущее: вот вы, ребята, рассматриваете то-то и то-то, а нас интересует это и это.
– Вы говорили о расхождениях в позициях. В чем они заключаются?
– У меня щепетильная роль: к нам было много критических замечаний насчет того, что, мол, Кремль соберет свои прикормленные НПО, которые будут подталкивать и продвигать свою позицию. Поэтому для меня (а я ценю свою репутацию) очень важно в этой ситуации сохранять единственную роль – обеспечить площадку для обозначения позиций, но не влиять на процесс обсуждения. У меня есть какое-то мнение свое, но я его не высказываю нигде. Если обозначились, к примеру, три разных направления в обсуждении проблемы – подпишитесь под ними.
– Вы упоминали о несовпадениях...
– Самая больная точка несовпадения – в ядерной проблематике. Ряд стран категорически отказывается от нее. Все понимают, что это направление надо развивать, но тогда гражданское общество настаивает – все-таки, ребята, в первую очередь усильте работу по обеспечению максимальной безопасности.
– Поднимаются ли проблемы прав человека?
– Наши форумы должны работать строго по повестке дня. Мы в таком режиме и отработали в феврале и марте. Но в июле мы предполагаем расширить круг вопросов за счет экологии, социального развития, борьбы с бедностью, прав человека, проблем гражданского общества и взаимодействия с государственными институтами.