Охрана нефте- и газопроводов в ближайшем времени может стать одной из главных задач Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Речь идет о «нитках», пролегающих по территориям стран – участниц этого военного блока: Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана.
Как заявил «НГ» советник секретариата ОДКБ Александр Орлов, тема охраны военными силами ОДКБ газо- и нефтепроводов возникала не раз, но четко сформулированной позиции руководства пока нет. В наметках же, по его словам, речь может идти не о постоянной охране трубопроводов, а об особых периодах, которые могут возникнуть на территории любой страны. «Вот во время мероприятий по усиленному прикрытию трубопроводов вполне могли бы привлекаться Коллективные силы быстрого реагирования, а также коллективные миротворческие силы, нормативная база для которых, как недавно сообщил генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа, в настоящее время создается», – сказал советник секретариата Организации.
Александр Орлов, в частности, сказал, что «прецедент на этот счет уже имеется – в рамках ОДКБ с 2004 года действует Соглашение по прикрытию железнодорожных магистралей государств – участников Организации». И добавил, что лично у него отношение к идее участия Организации в обеспечении безопасности газовых и нефтяных магистралей положительное. Он заметил, что «нужна корреляция действий с основными транспортными компаниями, качающими газ и нефть».
«Очевидно, – прокомментировал «НГ» эти сведения руководитель Центра военного прогнозирования профессор Академии военных наук полковник Анатолий Цыганок, – что Москва собирается еще более усилить свою и без того доминирующую роль в регионах Центральной Азии, на Кавказе и в Восточной Европе. Вполне можно предположить, что вслед за охраной железнодорожных и энергетических магистралей под охрану военных структур Москвы на территориях стран ОДКБ попадут и другие важные стратегические объекты: нефтяные терминалы, крупные аэропорты, ядерные объекты и электростанции. То есть Россия, создавая в рамках ОДКБ опорные пункты и базы, будет укрепляться в упомянутых регионах, реализуя концепцию нового центра силы на геополитической арене».
Эти утверждения отчасти подтверждает тот факт, что, как сообщили «НГ» в Антитеррористическом центре СНГ, уже в сентябре этого года на территории Армении пройдет учение на реальной ядерной электростанции. Хотя эти маневры организуются в рамках СНГ, в нем будут задействованы подразделения ОДКБ, расквартированные в Армении.
Позиция ОДКБ вполне соответствует мировой практике. Например, безопасность запущенного на днях в эксплуатацию трубопровода Баку–Тбилиси–Джейхан возложена на американских военнослужащих и воинские подразделения НАТО. Одновременно, по информации Специальной государственной службы безопасности (СГСБ) Азербайджана, с целью обеспечения защиты экспортных нефтепроводов на территории страны создано 8 региональных подразделений СГСБ общей численностью 800 военнослужащих. На территории Грузии безопасность данных трубопроводов также контролируют американские военные вместе с местными воинскими контингентами численностью 400 военнослужащих.
В настоящее время тенденция такова, что охрану стратегических объектов протяженностью от 500 до 3,5 тыс. км (а таковыми являются все основные трубопроводы) осуществляют военнизированные организации, которым активно помогают другие серьезные структуры. Например, в США Федеральная авиационная администрация готовит пакет нормативных актов, регулирующих использование более 8 тыс. беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). В Турции и Египте контролем за трубопроводами занимается специальная компания аэрокосмического гиганта Northrop Grumman, которая применяет свои космические аппараты.
Что касается России, то, как заявил «НГ» Анатолий Цыганок, «специализированной охраны трубопроводных систем у нее фактически нет». Он также рассказал: «Сотрудники Единой системы газоснабжения, в ведении которой находится 150 тыс. км газопроводов и 256 компрессорных станций, как и 30 лет назад, при падении давления на одном из участков магистрали высылают аварийную бригаду, не зная, кто и что встретит ее на месте аварии».