Андрей Фурсенко и Михаил Зурабов получили от президента добро на структурные реформы.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вчера президент России Владимир Путин направил в правительство и обе палаты Федерального собрания Бюджетное послание, которое должно лечь в основу бюджета на следующий год. Большая часть его положений дублирует уже ранее озвученные властями меры. В то же время отдельные пункты должны положить конец принципиальным спорам в правительстве. Кремль также впервые открыто дал понять, что не намерен откладывать болезненные реформы в бюджетной сфере.
Греф на коне
Глава государства вполне определенно высказался относительно застарелого спора между МЭРТом и Минфином относительно использования средств Стабфонда. Минфин всегда выступал против расходования фонда на любые цели, кроме досрочного погашения госдолга, в то время как озадаченный необходимостью удвоения ВВП глава МЭРТа Герман Греф долго настаивал на возможности инвестирования аккумулированных в нем сверхдоходов от нефти в наиболее значимые экономические проекты.
После того как год назад под эти цели был создан Инвестиционный фонд, спор затих, но ненадолго. С новой силой он разгорелся в конце прошлого – начале этого года. В него вмешался замруководителя аппарата правительства Михаил Копейкин, который предложил размещать средства Стабфонда в акции компаний. При таком размещении доходность была бы выше, чем в случае вложения в наиболее надежные госбумаги иностранных государств, на чем настаивает министр финансов Алексей Кудрин. Кроме того, компании смогли бы использовать эти деньги как долгосрочные инвестиции, что подхлестнуло бы экономический рост, однако резко возрастали бы риски невозврата и обесценивания в случае падения стоимости акций. Предложение Копейкина фактически облекало идею МЭРТа о стимулировании экономики за счет средств Стабфонда в другую упаковку.
В апреле правительство вроде бы положило конец этим спорам, утвердив положение о размещении средств Стабфонда, разрешающее вкладывать их только в сверхнадежные иностранные госбумаги. Однако, как отметил в ходе одного из своих выступлений вице-премьер Александр Жуков, власти продолжали обсуждать идею выделения из Стабфонда так называемого фонда будущих поколений, который можно было бы инвестировать в акции компаний. По словам Жукова, первоначально на эти цели можно было бы пустить незначительную часть Стабфонда – около 10%.
В Бюджетном послании вопрос об инвестировании Стабфонда решен более радикальным способом. Президент предписал разделить его на две части – резервную, которая будет зарезервирована «с целью минимизации отрицательных последствий падения цен на нефть», и «фонд будущих поколений». Несмотря на то что в послании не определено, куда можно вкладывать средства из второго фонда, судя по всему, его создание – это развитие идеи, которую озвучивали Копейкин и Жуков. При этом в послании предписано, что «средства Стабфонда сверх базового объема должны направляться исключительно на замещение источников внешнего финансирования дефицита бюджета и (или) досрочное погашение государственного внешнего долга».
Формально требования Кудрина относительно расходования Стабфонда соблюдены, но фактически в случае создания «фонда будущих поколений» сторонники его размещения в акции компаний получили карт-бланш. Это значит, что компании могут рассчитывать на новый масштабный источник госфинансирования, получить доступ к которому они могут, например, путем выпуска IPO.
Более того, послание предписывает установить объем резервной части Стабфонда в процентном отношении к ВВП. Так как фонд растет значительно быстрее ВВП, при сохранении такой динамики «фонд будущих поколений» с течением времени может превзойти резервную часть Стабфонда.
Содержатся в послании и другие неприятные для Минфина моменты. С одной стороны, документ предписывает снижать инфляцию и увеличивать непроцентные расходы федерального бюджета «темпами, адекватными темпам роста экономики». С другой стороны, правительству предписано уже в следующем году увеличить пенсии «до минимального прожиточного уровня пенсионеров», отыскать средства на стимулирование рождаемости и финансирование нацпроектов, развитие нанотехнологий, замену перекрестного субсидирования на железнодорожном транспорте бюджетной поддержкой. Все это потребует увеличения госрасходов, причем на величину, явно опережающую темпы роста ВВП.
МЭРТу удалось пролоббировать включение в Бюджетное послание пункта, предписывающего введение дифференцированной ставки акциза на бензин в зависимости от качества топлива, а также расчет адвалорной ставки акциза на сигареты в зависимости от их розничной, а не оптовой цены. В обоих случаях Минфин сопротивлялся этим нововведениям, объясняя это сложностью таких систем учета для чиновников министерства.
Мини-революция в бюджетной сфере
В Бюджетном послании президент также потребовал обеспечить осуществление мер структурной модернизации образования и здравоохранения. Путин признал, что «подготовка законопроектов, направленных на расширение самостоятельности организаций социально-культурной сферы, и переход к нормативно-подушевому финансированию оказания государственных и муниципальных услуг затянулись». «В бюджетных учреждениях по-прежнему превалируют уравнительные подходы к установлению заработной платы работников. Реструктуризация сложившейся бюджетной сети проводится медленно», – говорится в Бюджетном послании.
Напомним: опасаясь протестов учителей и врачей в период подготовки в выборам 2007–2008 гг., Кремль пошел на значительное выделение средств в рамках национальных проектов – миллиарды рублей были направлены на повышение зарплат прежде всего работникам здравоохранения первичного звена. Между тем, по словам сотрудника администрации президента, при подготовке национальных проектов было решено не отказываться от проведения крайне болезненных структурных реформ в бюджетной сфере. «Мы договорились между собой, что эти деньги без структурной реформы – просто преступление перед нашей экономикой», – рассказывал в беседе с корреспондентом «НГ» один из высокопоставленных сотрудников Кремля.
В начале весны от имени нескольких депутатов был внесен в Госдуму закон «Об автономных учреждениях», подготовленный при участии Кремля и правительства. По информации «НГ», Кремль и правительство планируют внести поправки и в Бюджетный кодекс. Путин также дал понять, что такие изменения возможны: «Требуется внесение изменений в бюджетное законодательство, предусматривающих возможность финансирования бюджетных учреждений на основе государственных заданий, а также права учреждений по более самостоятельному распоряжению выделенными бюджетными средствами». Все законодательные новации призваны радикально изменить существующую систему функционирования и прежде всего финансирования бюджетных организаций. По словам источника «НГ» в Кремле, их руководители получат право распоряжаться бюджетом, определять уровень заработной платы сотрудников без привязки к тарифной сетке и необходимое количество персонала.
В Бюджетном послании есть и еще одна новация – Путин поддержал создание системы одноканального финансирования здравоохранения. По информации «НГ», Михаил Зурабов предлагает создать единую компанию, которая будет управлять территориальными фондами обязательного медицинского страхования. По замыслу авторов реформы, одноканальное финансирование позволит оптимизировать государственные расходы при сохранении их объемов на существующем уровне. «Если нам до 2008 года удастся перейти к одноканальному финансированию и финансированию деятельности по результатам, то считайте – главное сделано», – говорил «НГ» чиновник администрации президента.