Выступая в среду в Государственной Думе, министр обороны РФ Сергей Иванов заявил, что оборонный бюджет России в 2007 году составит 800 млрд. рублей. При этом он отметил, что никакой милитаризации бюджета не будет, зато впервые задействуется программа целевого использования ассигнований, что приведет «к повышению качественных изменений в Вооруженных силах».
К качественным преобразованиям, наверное, следует отнести перевод к концу 2007 года 70% личного состава Вооруженных сил на контракт и закупки новых вооружений. На 2006 год на национальную оборону в бюджете предусмотрено 667 млрд. рублей, из них Минобороны РФ получает 573 млрд. рублей, из которых 225 млрд. предназначено на закупку вооружений. Львиная доля этих денег приходится на закупку стратегических вооружений – 6 ракет «Тополь-М», строительство атомных подводных лодок, двух стратегических бомбардировщиков Ту-160 и поддержание ядерного арсенала. Немалые расходы идут на создание универсальной межконтинентальной ракеты «Булава».
Все эти вооружения бесполезны в Чечне – против реально угрожающего безопасности России международного терроризма они никак не помогут. Это все оружие стратегического сдерживания и направлено может быть только против такого же оружия. А им в подобных объемах обладают только США. Пятнадцать лет с окончания холодной войны привели лишь к новому охлаждению отношений между двумя державами. Не зря президент в своем Послании Федеральному собранию столько места уделил Вооруженным силам. И прямо сказал: «Чем сильнее Вооруженные силы, тем меньше соблазнов диктовать условия».
Силу накачивают и США, и Россия. Но США, мало того что располагают половиной всех мировых ассигнований на оборону, они еще и распоряжаются ими экономнее. Например, строят только ударные подводные лодки типа «Вирджиния» и продлевают срок службы ракетных лодок типа «Огайо». А в России заложены стратегический ракетоносец проекта «Борей», носитель крылатых ракет типа «Антей», многоцелевая подлодка проекта «Ясень». А последняя, спущенная на воду и пополнившая Северный флот, относилась к проекту «Щука-Б». Совершенно очевидно, что отсутствие унификации удорожает не только производство, но и обслуживание таких кораблей. Ведь каждому нужен свой причал, тренировочные стенды, вооружения и многое другое.
Дальние стратегические бомбардировщики Ту-160 стоят на земле без работы. Поднимаются изредка для тренировочных полетов. Каждый полет обходится даже не в сотни тысяч, а в миллионы рублей. Сейчас таких бомбардировщиков в дальней авиации 14, будет скоро 16. Будь их хоть 10, хоть 100, патрулировать с ядерным оружием на борту их все равно не отправят. Но деньги на их производство и эксплуатацию тратятся.
Много разговоров о ракете «Булава», которая должна служить и на суше, и на море. Это для нее, еще не существующей, строятся подлодки класса «Борей». Потом ею заменят стоящие в подземных шахтах баллистические ракеты УР-100Н УТТХ, хотя срок службы этих ракет может быть продлен еще лет на 15, а производство их давно отлажено.
Судя по всему, эпоха сокращения стратегических вооружений сменяется их гонкой. Трехстраничный американо-российский документ 2002 года, предусматривающий уменьшение стратегических наступательных потенциалов США и РФ, может работать только в условиях доверия двух держав. Когда охладевают отношения, действенность соглашений снижается, причем в геометрической пропорции к падению степени доверия. И сразу начинает звучать воинственная риторика, а расходы на закупку стратегических вооружений резко возрастают.
В 1970–1980-е годы Советскому Союзу была навязана гонка вооружений, которая подорвала его экономику и привела к распаду государства. Зато оставила в наследство колоссальный оборонно-промышленный комплекс, который требует военных заказов. И сейчас американо-российское соревнование ОПК начинается снова. В РФ в виде вертикально-интегрированных структур (холдингов) создаются концерны-монополисты, которые активно лоббируют свои финансовые интересы. Пока еще их аппетит ограничен 2,7% ВВП, идущими на национальную оборону. Но скоро им этого будет уже мало...