0
587
Газета Политика Интернет-версия

25.05.2006 00:00:00

Стратегический подход в дефиците

Екатерина Кузнецова

Об авторе: Екатерина Станиславна Кузнецова - директор Европейских программ Центра исследований постиндустриального общества.

Тэги: ес, энергетика, сотрудничество


Полгода, минувшие с октябрьского саммита Россия–ЕС в Лондоне, прошли для обеих сторон под знаком «энергетической безопасности». Остальные измерения российско-европейских отношений отошли на задний план, и такая ситуация имеет шанс сохраниться в ближайшие месяцы.

С каждым саммитом, приближающим Россию и ЕС к 2007 году, в котором истекает срок действия Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, будущее российско-европейских отношений после часа «Х» представляется все более туманным. Обсуждение общих вопросов двусторонних отношений на саммитах РФ–ЕС лишено конструктивности, поскольку, во-первых, партнеры выдвигают друг другу асимметричные претензии, и, во-вторых, они не готовы увязывать взаимные уступки.

Потенциальная повестка весьма обширна, но реализовать ее без совместного целостного видения будущих отношений невозможно. Между тем именно стратегический подход находится в наибольшем дефиците. Из анализа основных вопросов двусторонних отношений следует, что смежных интересов у партнеров почти не осталось.

К настоящему моменту общеэкономические вопросы двусторонних отношений в целом решены. Еще в 2004 году между Россией и ЕС был подписан протокол о вступлении России в ВТО, который долгие годы оставался главной целью российских переговорщиков. Подписанием протокола ЕС на международном уровне признал, что в отношениях с Европой Россия с 1997 года, когда вступило в силу СПС, фактически живет по нормам ВТО. Инициированные ЕС антидемпинговые и компенсационные процедуры против российских товаров действуют лишь в отношении 0,5% российского импорта.

Наиболее понятной, подлинно государственной целью российской власти в отношениях с Европой можно счесть отмену визового режима. На сегодняшнем саммите в Сочи, как известно, планируют подписать соглашения о реадмиссии и облегчении визового режима. Однако, судя по настроениям европейцев, полностью отменить визовый режим они не готовы и даже не намерены обсуждать этот вопрос.

Очевидно, что Россия могла бы продвигаться в этом направлении более интенсивно, если бы Европа смогла внятно определить условия отмены этого режима. Если в ЕС отмена виз для россиян считается единственным козырем в отношениях с российской властью, то логично было бы обусловить ее уступками в других сферах, например, в энергетическом диалоге, сфере правосудия или безопасности. Если же затягиванием переговоров европейцы ищут предлог для вежливого отказа, то необходимо перестать тратить усилия и время на достижение заведомо недостижимых целей.

Евросоюз также страдает от отсутствия стратегии в отношении России. Одной из причин является нежелание России менять статус-кво в том вопросе, который в наибольшей степени интересует ЕС, – энергетическом диалоге. Россия не собирается ратифицировать ни Договор об энергетической хартии, ни Протокол о транзите и даже не стремится дезавуировать заявления своих чиновников о возможности переориентирования на другие, азиатские рынки в случае препятствования экспансии российских компаний в Европе.

Впрочем, время односторонних уступок со стороны России давно прошло. Осуществлять ту энергетическую политику, которую проводит Россия, – ее суверенное право, как и ее право на ошибку. Для развития энергетического диалога с Россией, да и диалога вообще, требуется иной подход, основанный на взаимности. До сих пор ЕС не привел веских аргументов в пользу ратификации Россией Договора об энергетической хартии, присоединения к Протоколу о транзите. Не приходится ожидать и каких-либо уступок со стороны ЕС.

Россия исключена из энергетического диалога внутри Европейского союза, хотя масштаб взаимозависимости и значимость России как поставщика ресурсов для ЕС могли бы предполагать возможность включения России в качестве наблюдателя в обсуждение вопросов, которые напрямую затрагивают ее интересы.

Таким образом, повестка российско-европейских отношений остается крайне жидкой. В фокусе внимания оказались не государственные вопросы, а сугубо частные вопросы, которые к тому же не имеют очевидного решения.

Политическим приоритетом российского государства в отношениях с Европой стало лоббирование интересов крупных государственных компаний – от рекрутирования европейских политиков на руководящие посты в ресурсно-сырьевые компании до продавливания новых путей доставки ресурсов и поддержки планов экспансии на европейские рынки сбыта ресурсов. Отношения с ЕС оказались фактически подчинены интересам крупного государственного бизнеса.

Европейцы, в свою очередь, сконцентрировались на проблемах энергетики, игнорируя все остальные аспекты отношений. Однако в этом вопросе прежде крайне эффективная европейская бюрократия, похоже, стала заложницей своего собственного метода необусловленных уступок.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1756
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1101
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
800
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1082

Другие новости