Вчера в дагестанском городе Хасавюрт весь день разбирали завалы дома, разрушенного накануне вследствие спецоперации по уничтожению боевиков. У здания полностью обрушилась крыша и обвалилась одна из стен, дом частично сгорел. Как сообщила «НГ» руководитель пресс-службы МВД Дагестана Анжела Мартиросова, дом на Пролетарской улице, где засели двое боевиков, милиционеры штурмовали при поддержке бронетехники. Оба боевика уничтожены. Один из них – лидер местных ваххабитов Булат Абдуллаев, находившийся в федеральном розыске по подозрению в организации терактов и посягательстве на жизнь сотрудников правоохранительных органов, второй – некто Асхаб Будаев.
Как подчеркнули в МВД, к жесткому штурму силовые структуры были вынуждены прибегнуть после того, как на предложение сдаться боевики ответили огнем. В результате были ранены трое милиционеров владимирского СОБРа – майор Олег Блинов, капитаны Владимир Неустроев и Владимир Бегленко. Все были отправлены в военный госпиталь в Ханкалу, по оценкам медиков, сейчас их жизни вне опасности.
Это уже вторая за неделю спецоперация в Дагестане, сопровождавшаяся активными боевыми действиями. На прошлой неделе в жилом доме в Кизилюрте были блокированы два террориста. В результате штурма один милиционер погиб, еще 14 человек получили ранения. Оба боевика тогда также отказались сдаться и были уничтожены.
Заметим, что штурмы зданий с блокированными в них боевиками стали на Северном Кавказе традиционным явлением. Подобные акции проводились не только в Дагестане, но и в Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Чечне и Карачаево-Черкесии. Как правило, живыми взять боевиков при этом не удается. Это не удивительно, так как применяются крупнокалиберные пулеметы, гранатометы и огнеметы «Шмель». В Махачкале в прошлом году боевиков, засевших в доме, просто, как говорится, закатали танками в асфальт.
При этом остается открытым вопрос – почему их даже не пытаются взять живыми, чтобы выявить связи бандподполья, места нахождения лидеров сепаратистов и т.д. Тем более что в активе современных спецслужб есть множество средств (на приобретении которых государство не экономит) в виде, к примеру, усыпляющих газов, чтобы захватить террористов живыми, допросить и предать суду.
В ситуации в Хасавюрте, как заявила «НГ» Анжела Мартиросова, о том, чтобы брать бандитов в плен, не могло быть и речи: «В республиканском МВД не могли допустить новых жертв. Поэтому после первого неудачного штурма, когда были ранены милиционеры, к месту спецоперации прибыла бронетехника. По окнам квартиры на втором этаже, где засели боевики, был открыт огонь из гранатометов и огнеметов. В результате здание загорелось. Судя по всему, в квартире были спрятаны боеприпасы, потому что длительное время раздавались взрывы».
По мнению члена комитета Госдумы РФ по безопасности Геннадия Гудкова, в последнее время спецслужбы перестали ставить перед собой цели брать боевиков живыми: «Задача получить информацию о боевиках, безусловно, стоит перед спецслужбами, но действовать только чекистскими методами не получается. Мы вынуждены проводить операции с привлечением армейских подразделений, Внутренних войск. Идет война с подпольем, которое хорошо вооружено и может вербовать в свои сторонники много людей. Доказательство этому – постоянные операции с уничтожением боевиков, которых от этого меньше не становится. Подполье состоит не из десятков и даже не из сотен человек, и поэтому мы вынуждены привлекать армейские подразделения. Рейды и чистки неизбежны, а при обнаружении вооруженных людей сложно избежать вооруженных столкновений с ними».
Ростов-на-Дону