Сегодня думская фракция «Родина», отличающаяся от остальных многоглавостью руководства, покончит, наконец, с этим пережитком прежних раздоров. Во всяком случае – формально. И – относительно: вторая «Родина», с Сергеем Бабуриным во главе, воссоединяться с родительской структурой пока не собирается. На роль единственного руководителя «Родины» № 1 претендует сегодня ее лидер и главный финансист Александр Бабаков. Таким образом завершается долгая интрига, зримой исходной точкой которой послужила отставка Дмитрия Рогозина с поста лидера партии.
Институт сопредседателей, напоминает координатор бабаковской фракции депутат Иван Харченко, «появился тогда, когда возник определенный кризис во взаимоотношениях руководства партии, и эта мера помогла снять напряжение, но, так как это давно прошло», ситуация может быть изменена. «Многие думские депутаты давно уже склонялись к мысли, что такое многовластие не совсем правильно, не совсем корректно, – разъяснил «НГ» Харченко, – ответственность за деятельность фракции должен нести один человек, соответственно один человек и должен ею руководить». Таким образом, троим сопредседателям – депутатам Дмитрию Рогозину, Сергею Глазьеву и Валентину Варенникову предстоит в одночасье расстаться с руководящими постами во фракции.
Корреспондент поинтересовался у Харченко: уверен ли он, что эта инициатива найдет понимание у подлежащих отставке сопредседателей? Парламентарий продемонстрировал всякое отсутствие сомнений на этот счет: «Я не думаю, что резко отрицательная позиция будет у Глазьева, сегодня Бабаков будет встречаться и обсуждать этот вопрос с Рогозиным и Глазьевым». Чуть позже стало известно, что ни тот, ни другой сопротивляться не станут. Источник «НГ», близкий Дмитрию Рогозину, сообщил, что тот «готов поступиться» принципами, если это поможет партии выжить, – и не тем еще поступался. Сергей Глазьев сделал заявление, где отметил: «Возможно, это правильно в ситуации, когда независимых депутатов больше не будет, и избираться в Госдуму следующего созыва будут исключительно партии». И подчеркнул: «Я никогда не держался за посты». Глазьев сожалеет, что так и не договорившиеся между собой партийные вожди не смогли реализовать главную идею блока «Родина» – «объединения всех народно-патриотических сил». Глазьев обещает, что осенью о нем еще услышат – сейчас он работает «над новым крупным, общественно значимым проектом, реализация которого создаст необходимые условия для изменения государственной политики».
На вопрос о том, консультировались ли руководители партии насчет нынешних перемен в руководстве с курирующим партийную жизнь подразделением президентской администрации, Иван Харченко ответил отрицательно: «Это внутренний вопрос жизнедеятельности фракции. Кремлю должно быть абсолютно безразлично, как это все организовано. Нет, и я не вижу причин Кремлю интересоваться этим, их это, по-моему, мало интересует».