Герман Греф не пожалел чиновников из силовых структур.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Беспрецедентной критике подверг вчера правоохранительные органы в ходе заседания правительства глава Минэкономразвития Герман Греф. В своем докладе о проекте концепции развития корпоративного законодательства он заострил внимание на вопросе противодействия рейдерским захватам предприятий. «Как только на рынке появляется лакомый кусочек, со всех сторон на него устремляются взоры, государство в то же время пока не может обеспечить защиту собственников от таких грабительских действий», – отметил Греф. Причем, по его словам, наиболее эффективные собственники нередко оказываются беззащитными, если у них нет «крыши» во властных структурах.
Более того, министр обвинил правоохранительные органы в том, что они сами выступают одной из активных сторон в рейдерских захватах. «Правоохранительные органы, – признал министр, – зачастую рассматривают корпоративные конфликты как сферу своих интересов. Госструктуры шантажируют собственников и менеджмент компаний». Не исключено, что не только их. Похоже, шантажа и угроз не избежал даже сам Герман Греф, вспомнивший о «чиновнике высшего ранга», которому настоятельно рекомендовали не соваться в корпоративные разборки.
Официальной статистики по корпоративным конфликтам нет. Независимые эксперты утверждают, что в прошлом году их в России было не менее тысячи. «Капитализация» только сотни крупнейших, ставших достоянием гласности, оценивается более чем в 4 млрд. долл. И госструктуры принимают живейшее участие в этих делах. «Любой вид имущества, попадающий в лапы чиновников, – не стеснялся в выражениях Герман Греф, – продается через афилированные структуры по стоимости, заниженной в десятки раз. Сегодня объем собственности (отчужденной, арестованной, конфискованной), реализуемой через судебные структуры, выше, чем объем приватизируемой собственности».
Для премьера Михаила Фрадкова приведенные факты, похоже, стали откровением. «Что это? Пробелы в законодательстве?», – спросил он. Прозвучавший ответ и вовсе обескуражил главу правительства. «Полная неурегулированность законодательства», – сказал Герман Греф. «Что сдерживает нормотворчество, – продолжил премьер. – Это же не идти в штыковую с бандитами». Глава МЭРТа после угроз и шантажа, может, и созрел для рукопашной, но не считает этот метод продуктивным. Он пообещал в течение месяца представить в правительство поправки в законодательство, устраняющие сегодняшний правовой вакуум. «Месячный срок несоизмеримо мало по сравнению с тем, сколько мы терпим», – удовлетворенно резюмировал Михаил Фрадков.
В числе мер, направленных на борьбу с произволом чиновников, Греф также предложил сделать максимально прозрачной систему конфискации и реализации изъятого имущества.
Следует отметить, что резкое выступление Грефа последовало вслед за тем, как на днях из подчинения МЭРТу была выведена Федеральная таможенная служба, ее руководство уволено в отставку, а по стране прокатилась волна разоблачений проворовавшихся таможенников. Отставками в ФТС дело не ограничилось, был снят с должностей также ряд высокопоставленных чиновников правоохранительных органов. На этом фоне заявление министра выглядит вполне логичным продолжением действий властей, направленных на борьбу с коррупцией во властных структурах и стремлением оправдаться за прежнее бездействие в отношении проштрафившихся таможенников.