Вчера Конституционный суд подтвердил право граждан на получение компенсаций и льгот в полном объеме. А также подтвердил обязанности муниципальных властей либо сохранять статус-кво за счет своего бюджета (по состоянию на 31 декабря 2004 года, до вступления в силу закона о монетизации льгот), либо выплачивать компенсации, либо – если денег не хватает – просить помощи у федеральных и региональных властей. Таким образом, была поставлена точка в деле о проверке соответствия Конституции некоторых положений знаменитого 122-го закона, которые оспаривались жалобой тверского мэра и городских депутатов.
Тверские заявители оспаривали 153-ю статью упомянутого закона. Согласно ей льготники не утрачивают своего права на льготы и компенсации и после 1 января 2005 года, несмотря на отмену некоторых законов. А местные и региональные власти не имеют права сокращать объем предоставляемых гражданам льгот и размер их денежного эквивалента.
Авторы жалобы – мэр Твери Олег Лебедев и депутаты городской Думы – полагают, что отмена законов, гарантирующих гражданам определенный объем соцгарантий и одновременное требование сохранить этот же объем льгот противоречат друг другу.
Непонятно также было, есть ли единый федеральный стандарт платы за посещение ребенком детского сада (дошкольного учреждения). До введения в действие 122-го закона действовало постановление Верховного Совета РСФСР, по которому родители должны были оплачивать лишь 20% расходов на содержание ребенка в детсаду. Закон отменил это постановление, но обязал органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления сохранить прежние социальные гарантии. Однако мэр и депутаты в своей жалобе настаивали на том, что не обязаны нести бремя ранее установленных социальных льгот. Попытка тверских властей заставить горожан оплачивать 70% расходов на ребенка была пресечена Центральным районным судом города, который признал соответствующие постановления тверской мэрии и решения местной Думы незаконными и недействующими. В своей жалобе КС мэр и депутаты заявили, что 153 статья 122-го закона «ограничивает конституционное право граждан на самостоятельное решение вопросов местного значения и нарушает конституционные принципы самостоятельности местного управления».
Чтобы принять решение, Конституционному суду потребовалось около двух месяцев. Напомним, что в ходе рассмотрения дела представители федеральных властей в КС заявили, что государство и субъекты Федерации должны предоставлять местным властям средства на обеспечение гарантий общедоступности дошкольного образования. В итоге суд подтвердил конституционность оспариваемой статьи закона и правомерность существующего порядка обеспечения льгот и выплаты компенсаций.
В интервью «НГ» представитель Совета Федерации в Конституционном суде Юрий Шарандин удовлетворенно заметил: «Решение подтвердило ответственность всех уровней власти за обеспечение льгот и компенсаций. Все зависит от того, как местные власти реально заботятся о местных жителях. Что же касается случаев, когда органам местного самоуправления не хватает средств для выполнения закона, то, заявляя об этом, муниципальные власти расписываются в своей некомпетентности».