Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин в понедельник представил многостраничный доклад «Права человека и модернизация российского образования». Согласно экспертным оценкам, уже сегодня в России насчитывается не меньше двух миллионов неграмотных детей, что становится, по мнению уполномоченного, вопиющим нарушением конституционных прав граждан.
«Едва ли не впервые в истории нашей страны растет количество детей, не посещающих школу, и соответственно остающихся полностью или частично неграмотными», – говорится в докладе. Неприятные цифры Лукин связывает с несовершенством российской системы образования и недостаточным ее финансированием. По его данным, в 2005 году расходы на образование составили 4% ВВП. В то время как в развитых странах на эту сферу выделяется не менее 5,3–5,5%, а в Японии, Южной Корее и Китае – 15–25%.
В своем докладе Лукин с беспокойством указывает и на то, что некоторые российские учреждения вводят обязательное изучение религиозных предметов. Учитывая светский характер государства, формирование у школьника определенной конфессиональной ориентации недопустимо, полагает омбудсмен. Из его доклада следует, что, руководствуясь этой же логикой, у нас не преподают атеизма.
Соглашаясь с тем, что религия является неотъемлемой частью культуры, истории и современной жизни, Лукин подчеркивает все же: «Религиозным организациям стоит впредь брать на себя ответственность за организацию конфессиональных образовательных учреждений, например воскресных школ».
Существенным недостатком уполномоченный по правам человека считает нарушение принципа общедоступности и бесплатности на уровне дошкольного образования. «При увеличении в последнее время уровня рождаемости и, как следствие, возрастании спроса на услуги дошкольных образовательных учреждений наблюдается устойчивая тенденция сокращения их общего количества, перевода на платную основу или перепрофилирования, – утверждает Лукин. – Это неизбежно приводит к появлению в оставшихся учреждениях различного рода конкурсных отборов, а также введению дополнительной, нередко «теневой» платы за предоставление определенных услуг. В частности, только в Москве за последние пять лет количество детских садов сократилось на одну тысячу».
В данном вопросе омбудсмена поддерживает зампредседателя комитета Госдумы по делам женщин, семьи и детей Тамара Фральцова. По ее словам, родителям за детские сады приходится платить по 5–9 тысяч рублей в месяц. Депутат уверена, что дошкольное образование должно быть бесплатным и всеобщим. Кстати, в Госдуме считают, что соответствующий законопроект, если появится, решит проблему переданных муниципиям детских садов, нуждающихся в финансировании: под «малышовые» образовательные программы можно будет потребовать дополнительные деньги из бюджета.