Похоже, становится ясно, как будет действовать создаваемая сейчас под эгидой военно-промышленной комиссии (ВПК) новая система разработок и закупок для оборонных нужд военной техники и тылового имущества. Ее в деталях попытался прописать премьер-министр Михаил Фрадков в своем постановлении от 7 мая, которое утверждает Положение о ВПК.
Согласно документу, комиссия будет главным постоянно действующим органом по реализации разрабатываемой сейчас госполитики в военно-промышленных вопросах до 2015 года. ВПК, таким образом, просуществует как минимум десять лет, то есть до времени окончания формируемой сейчас ею же Государственной программы вооружений на 2007–2015 годы (ее содержание будет рассмотрено на очередном заседании ВПК 2 июня).
В постановлении отмечается, что ВПК «будет заниматься организацией координации деятельности в сфере разработки концепций, программ и планов в области военно-технического обеспечения обороны страны и правоохранительной деятельности и безопасности, а также по вопросам разработки, производства и утилизации вооружений, военной и специальной техники». Среди задач комиссии – вопросы мобилизационной подготовки государства, развития оборонно-промышленного комплекса, осуществления экспортно-импортных поставок продукции военного и двойного назначения».
Задач у комиссии много, но членов ВПК, работающих в ней на постоянной основе, согласно постановлению Михаила Фрадкова, всего пять. Остальной ее состав – это члены правительства и администрации президента. Сейчас трудно сказать, насколько действенно будет участие этих людей в деятельности ВПК (как и деятельность самой ВПК), ведь у каждого из них, помимо этого, есть свой участок работы. Но в одном сомневаться не приходится: система контроля за эффективностью использования финансовых средств при исполнении Гособоронзаказа с 2007 года пополнится еще одним органом. Вице-премьер министр обороны РФ Сергей Иванов в минувшую пятницу, демонстрируя достижения интернета в войсках во Владимире, рассказал, что с будущего года будет создано агентство по закупкам и контрактации военной техники и тылового имущества. Иванов не уточнил, при каком министерстве будет действовать это агентство, но заявил, что оно будет гражданским и его деятельность будет в интересах всех силовых структур страны. Видимо, оно станет структурным подразделением ВПК, а его люди восполнят штат недостающих «штыков».
Ведь, по словам вице-премьера, агентство будет «распоряжаться сотнями миллиардов рублей в год». Данное агентство, конечно, нагрузят и контролирующими функциями. Как заявил Иванов, оно должно «будет видеть, что все эти средства идут на закупки продукции по единым контрактам». «Это получит и антикоррупционную составляющую», поскольку, считает министр, «за то, что закупать, будут отвечать люди в погонах, а у кого – специалисты агентства».
Заметим, что сейчас подобная в недрах Минобороны система уже существует и такие контролирующие функции осуществляет находящееся в ведении военного ведомства Федеральная служба по оборонзаказу (Рособоронзаказ). Ее бывший руководитель Андрей Бельянинов, назначенный в минувшую пятницу главой Федеральной таможенной службы, даже обмолвился, что Рособоронзаказ выполняет те же функции, что и Счетная палата. Таким образом, формируемое агентство по закупкам вооружения в какой-то степени будет дублировать функции и СП, и
Рособоронзаказа одновременно. Но, что самое интересное, как заявил Сергей Иванов, Рособоронзаказ ликвидирован не будет. По его словам, когда будет создано Агентство по закупкам ВВТ, служба Рособоронзаказа будет выведена из подчинения Министерства обороны. Вместе с тем эта служба сохранится и будет осуществлять надзорные функции над создающимся агентством.
Таким образом, мы видим, что представители Минобороны и правительства, неудовлетворенные эффективностью использования финансовых средств, стремятся создать более надежную систему контроля за прохождением бюджетных денег в оборонной сфере. С 2007 года гособоронзаказы и контракты на закупку ВВТ и других ресурсов военных ведомств будут организовывать гражданские служащие Агентства по закупкам вооружений, в свою очередь, их самих будет контролировать Рособоронзаказ. При этом всеобщий контроль всех этих процедур, конечно же, будет осуществлять Счетная палата. Нет сомнения в том, что пирамида инспекционных органов в сфере ВПК будет создана – но будет ли она эффективной?