К лету оппозиция намерена резко активизировать борьбу за предвыборный эфир. Вчера комитет Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству завершил сбор отзывов к одному из законопроектов, связанных с обеспечением равного доступа партий к СМИ во время избирательных кампаний.
Добиваться доступа к трибуне партии предпочитают различными способами. Например, крупнейшие оппозиционные структуры – КПРФ, «Яблоко» и СПС – 20 мая атакуют «Останкино» с помощью пикетов, призывающих к отмене политической цензуры на государственных телеканалах. А коммунисты, как сообщил «НГ» источник в партии, намерены пройтись с этой целью к телецентру дважды: сначала вместе с правыми, а потом самостоятельно – в последних числах мая. Чуть раньше равного доступа к государственным СМИ потребовали «Яблоко» и «Родина», выбрав при этом разные пути борьбы за свободу слова.
Так, политсовет «Родины» направил официальный запрос в комиссию президентской Общественной палаты по коммуникациям, информполитике и свободе слова с просьбой «дать оценку состоянию свободы в российских СМИ, особенно в части о равном доступе на телевидение для всех политических партий». В «Родине» считают, что перекос по времени присутствия на госканалах и в газетах идет в пользу только «Единой России». А лидер московских яблочников Сергей Митрохин подготовил целый проект закона «Об обеспечении равного доступа политических партий к СМИ города Москвы».
В июне атаку на избирательное законодательство, регламентирующее доступ к независимым СМИ во время избирательных кампаний, проведут и лидеры карликовых партий «Народная воля» и СЕПР. Напомним: депутаты Госдумы Геннадий Гудков и Сергей Бабурин внесли в нижнюю палату парламента законопроект, обязывающий независимые СМИ участвовать в избирательных кампаниях и запрещающий отказывать тем или иным депутатам в предоставлении им печатной площади или телеэфира. По мнению авторов документа, избирательная практика показывает, что этим правом зачастую пользуются чиновники, в распоряжении которых находятся частные региональные СМИ. Их цель – устранение политических конкурентов путем отказа «оппозиционным» партиям в размещении агитационных материалов.
Специалисты считают, что интерес к равному, пусть и небесплатному доступу к негосударственным печатным СМИ в первую очередь связан с более высоким рейтингом последних по сравнению с негосударственными телеканалами, особенно во время избирательных кампаний.
«Дело в том, что на местном уровне зачастую телевидение пользуется незначительной популярностью или вовсе отсутствует, – считает эксперт комиссии Госдумы по вопросам практики применения избирательного законодательства Вячеслав Шуленин, – а негосударственные периодические печатные издания, особенно оппозиционные, тут, несомненно, оказывают более сильное влияние на формирование общественного мнения». Но расширять права партий за счет ущемления независимых СМИ, по его мнению, нельзя.
Секретарь Союза журналистов России Михаил Федотов считает, что потуги парламентариев излишни и существующие законодательные нормы вполне демократично регламентируют участие независимых СМИ в избирательном процессе. «Обязать все СМИ стать предвыборными досками объявлений невозможно, – подчеркивает Федотов, – потому что это будет противоречить свободе массовой информации. Принцип предельно простой: если ты не хочешь быть доской объявления», ты ею быть не обязан.