Счетная палата РФ выявила в 2005 году в сфере национальной обороны финансовых нарушений на сумму 1892,17 млн. руб. Как сообщил «НГ» начальник планово-аналитической инспекции Департамента контроля расходов на обеспечение национальной обороны Вячеслав Критский, эти данные содержатся в отчете о работе Счетной палаты РФ за прошлый год, направленном в Государственную Думу. В ближайшее время отчет будет размещен на сайте главного аудитора страны. Как сказали в Департаменте по связям с общественностью СП, будут представлены только данные, которые разрешены Законом «О государственной тайне».
Наиболее коррупционно емкими остаются статьи военного бюджета, где крутятся «живые деньги»: закупки вооружений, продовольствия, прочих материальных ресурсов. А также сфера обеспечения выплат денежного довольствия, социальных пособий и выдача и реализация государственных жилищных сертификатов. Только по выявленным фактам нарушений в социальной сфере органами военной прокуратуры возбуждено 98 уголовных дел. Всего в 2005 году по итогам проверок Счетной палаты были направлены 45 материалов в Главную военную прокуратуру, в отношении военнослужащих и гражданского персонала Минобороны РФ возбуждено 127 уголовных дел.
Примечательно, что одна и та же картина повторяется из года в год. В отчете Счетной палаты за 2000 год финансовые нарушения в сфере национальной обороны составили почти 1,5 млрд. руб.; за 2002 год – 2382,9 млн. руб. А всего за период с 1999 по 2004 год, как сообщил в январе 2004 года глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин на брифинге в Санкт-Петербурге, в ходе проверок в силовых структурах России выявлены финансовые нарушения на общую сумму свыше 14 млрд. руб.
Коллегия Счетной палаты, как и в прежние годы, направила десять представлений в различные структуры исполнительной власти, чтобы искоренить причины, способствующие хищениям и разбазариванию бюджетных средств. Семь из них – в Министерство обороны РФ. Для сравнения: одно представление направлено Федеральному агентству по атомной энергии, в Минфин – два. Кроме того, одиннадцать информационных писем, касающихся наиболее серьезных финансовых нарушений и проблем контроля за бюджетными расходами адресованы в высшие органы власти: три – президенту РФ, пять – председателю правительства, одно – руководителю администрации президента РФ, два – министру обороны Сергею Иванову.
Военное ведомство остается чемпионом по финансовым нарушениям. Аудитор Счетной палаты Александр Пискунов, курирующий сектор национальной безопасности и готовивший «оборонную» часть отчета Степашина, не устает повторять, что «существующая бюджетная квалификация оборонных расходов имеет низкий уровень прозрачности». Засекречены даже коммунальные расходы и отчисления на обязательное социальное страхование. При такой затененности бюджета национальной обороны государственный контроль за расходами Минобороны и эффективностью проводимых там реформ, мягко говоря, затруднен.
Но ведь проверяет не только Счетная палата. Главная военная прокуратура этим тоже занимается. Да и органы военной контрразведки иногда тоже снисходят до изобличения воров в погонах. Но структуры Минобороны столь обширны и разветвлены, что всех не проверишь. А условия для хищений там созданы идеальные: полная закрытость, отсутствие действенного гражданского контроля, архаичная система отчета, бесконтрольность. Шестая часть бюджета России утекает в эту черную дыру. Каждый год ведомство Сергея Иванова получает прибавку в 20%, но при этом закупки вооружений остаются из года в год практически на прежнем уровне.