Приближается знаковая дата – 22 мая. В этот день начнет работу Общее собрание Российской академии наук. Руководству академии придется так или иначе отчитываться о ходе выполнения «Концепции модернизации РАН» (напомним, что эта задача была поставлена еще в октябре 2004 года президентом РФ Владимиром Путиным). На первый взгляд никаких затруднений тут быть не может. Отчитаться есть чем.
С 1 мая 2006 года постановлением правительства РФ вдвое поднята заработная плата научных работников РАН, а для молодых сотрудников – более чем в 2 раза. Теперь, например, руководитель группы в академическом институте получает без учета надбавок за ученую степень 7200 руб. в месяц.
Но если о повышении зарплат академическому люду рапортовали громогласно, то абсолютно обойдено молчанием специальное постановление Российской академии наук, принятое 28 апреля, в котором для каждого института РАН указывается уже конкретный процент сокращения кадров, занятых исследованиями и разработками. В этом внутриакадемическом постановлении определено, что в срок до 15 мая должны быть «утверждены показатели нормативной численности».
«Это постановление согласовано с директорами институтов, обсуждалось на заседаниях президиума РАН, – подчеркнула в беседе с корреспондентом «НГ» руководитель пресс-службы РАН Ирина Преснякова. – Отделения академии сами решали кого и сколько сокращать. Вакансий в институтах много: есть и не занятые ставки, есть люди, которые только числятся в институтах, а сами давно работают за границей. Вот их прежде всего и будут сокращать. Кроме того, часть сотрудников академических учреждений переведут с бюджетных ставок на внебюджетные – на деньги, выплачиваемые за выполнение прикладных работ по заказам промышленности, других институтов, военно-промышленного комплекса. Непонятно, почему директора паникуют, как дети».
Таким образом, если по состоянию на 1 мая нынешнего года в академии официально насчитывалось
112 370 сотрудников, то к 1 января 2009 года их останется 89 986, в том числе руководителей и научных работников – 44 225.
По словам Ирины Пресняковой, первая волна сокращений в этом году в среднем составит 7%. Однако, как удалось выяснить корреспонденту «НГ», в Институте молекулярной биологии, например, нужно сократить тридцать одного человека (8% от численного состава). В других институтах сокращению подлежат до 11% персонала.
Когда ровно год назад президент РАН Юрий Осипов на общем собрании одним из условий повышения зарплаты до 30 тыс. руб. в месяц назвал 20-процентное сокращение бюджетных ставок в РАН, это было воспринято равнодушно: мол, когда еще это будет, а может, бог милует и т.п. Но нет, бог не миловал, а Михаил Фрадков подписал постановление правительства, подготовленное не без участия бессменного члена президиума правительства РФ академика Юрия Осипова.
Придется сокращать. Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко по этому поводу высказывается однозначно: «Устанавливается, что решение по каждому следующему этапу повышения уровня заработной платы (в 2007 и 2008 гг.) будет приниматься правительством Российской Федерации в зависимости от результатов реализации предыдущего этапа. Реализация постановления предусматривает некоторое сокращение бюджетных ставок для работников РАН, а также совершенствование процедур их аттестации».
То есть повышение зарплаты научным сотрудникам академии обменяли на согласие с сокращением примерно 20% исследователей. Но самое парадоксальное то, что ученым не приходится говорить, мол, это решение было принято за их спиной.
Нужно учитывать и еще один важный аспект проблемы. Академические институты, по существу, лишаются возможности зачислять в штат успешно закончивших аспирантуру молодых ученых. По крайней мере в течение ближайших двух-трех лет. «По этому вопросу пока ясности нет», – заявили нам в пресс-службе РАН.
Под это сокращения попадут все, без учета реального научного потенциала того или иного института. В беседе с корреспондентом «НГ» профессор одного из известных академических институтов подчеркнул: «Нет даже попыток учета научного потенциала, например, на основании индекса цитируемости опубликованных работ за последние семь лет. Сейчас Академия наук, может быть, такое сокращение еще выдержит, но что будет к 2008 году?»