Интересная все-таки вещь – сравнивать статистику и социологию. Особенно в части, касающейся доходов. Как простых граждан, так и государства в целом. Иной раз прямо-таки гордость за державу одолевает, как вчера, например, когда Центробанк озвучил очередное собственное достижение – золотовалютные резервы России превысили 217 млрд. долл., увеличившись всего за неделю на 5 млрд. И тихо так, но не без удовольствия прошел комментарий – этот запас, конечно, пока не может сравниться с тайваньским, китайским или японским, но Южной Корее, например, Россия уже все увереннее наступает на пятки. А тут еще и глава Минэкономразвития потрясал немцев своими выкладками, по которым выходило, что уже к концу текущего года объем Стабилизационного фонда увеличится до 3 трлн. руб. То есть государство как индивид может чувствовать себя прекрасно. А вот индивиды, это самое государство составляющие, в облаках не витают и особой радости не испытывают.
По сравнению с прошлым годом на 5% больше россиян отметили улучшение своего материального благосостояния. Однако таких оптимистов по-прежнему меньше, чем граждан, которые считают, что их жизненный уровень за год понизился. Такие результаты были получены в ходе проведенного в марте независимым исследовательским центром «Башкирова и партнеры» социологического исследования, в котором участвовали полторы тысячи граждан России старше 18 лет. Так что слушая новости о том, как велики доходы от продажи нефти и газа, рядовые россияне испытывают удовлетворение скорее только моральное, нежели материальное. Что и отражается на их настроениях.
Подводя итог проделанной работе, аналитики центра отметили два момента. С одной стороны, большинство последних социологических исследований и замеров общественных настроений отражают положительную тенденцию: все больше россиян отмечают улучшение своего материального положения. С другой – уровень материального благосостояния в России еще крайне низкий и неустойчивый. Так что проблема преодоления бедности все еще остается одной из главных – как для высшего руководства государства, так и для рядовых его граждан.
Главный вопрос, интересовавший социологов: «Как изменилось ваше материальное положение за последний год?» О том, что положение улучшилось, весной 2006 года заявили около 22% опрошенных против 16,7% год назад. В то же время 27% ответили, что оно ухудшилось, год назад пессимистов было на 4% больше. При этом число тех, у кого сдвига ни в лучшую, ни худшую сторону не произошло, оказалось примерно одинаковым: 50% в этом году и 52 – в прошлом.
Интересный факт, отмеченный, но пока не проанализированный специалистами: количество затруднившихся с поиском ответа на заданный вопрос в нынешнем году увеличилось и составило 2%, тогда как в прошлом году таковых было всего полпроцента. И уж совсем незначительная часть нашего населения (всего-то полпроцента!) испытывает полное удовольствие от жизни. То есть, отвечая на просьбу исследователей описать материальное положение своей семьи за прошедший месяц (март 2006 года), эта категория респондентов заявляет, что «не испытывает финансовых затруднений и при необходимости может купить все». То есть не «все» в глобальном смысле, но на загородный дом, квартиру, машину, одежду, крупную бытовую технику денег у них хватит, не говоря уже о хлебе насущном. Причем число таких счастливчиков за прошедший год тоже сократилось – ровно на 0,3%. То ли олигархов в стране ровно настолько поубавилось, то ли в своих ответах народ стал немного осторожнее┘
По словам ведущего аналитика центра Александра Музафарова, анализ социально-демографических характеристик респондентов показал, что больше всего оптимистов – среди молодежи. В выборке участников опроса в возрасте от 18 до 40 лет число тех, кто отметил улучшение своего материального благосостояния, превосходит количество опрошенных, указавших на его ухудшение. Среди участников исследования в возрасте от 40 лет и старше наблюдается обратная тенденция. По словам Музафарова, «несмотря на то что шок от монетизации льгот у наших граждан по большому счету прошел, старшее поколение чувствует себя по-прежнему неуверенно».
Впрочем, неуверенность характерна и населению в целом. В ходе опроса был задан вопрос: «Делаете ли вы сбережения?» По общепринятым нормам именно ответ на него служит лучшим показателем благополучия населения той или иной страны. «Понятно, что если большая часть граждан не имеет возможности или не желает откладывать средства на черный день, экономическую ситуацию назвать благополучной и стабильной язык не повернется, – пояснила директор компании Елена Башкирова. – Так вот, по нашим данным, большинство граждан России (64,2%) вообще не делают никаких сбережений». Вывод каждый может сделать для себя сам, хотя он вполне очевиден.
Львиная часть тех, кто все-таки деньги копит, предпочитает делать это в российских рублях. Об этом заявили около 25% участников опроса, что объясняется наблюдавшимся в последнее время падением доллара и укреплением рубля. При этом вкладываться в евро население тоже не спешит, только 3% респондентов заявили, что копят в этой валюте. В результате сегодня можно с уверенностью констатировать, что мода на сохранение сбережений в долларах, свойственная неспокойным девяностым, постепенно уходит в прошлое.
Правда, Москва в этом вопросе стоит особняком. В столице и сбережения делает в два раза больший процент населения, около половины жителей, и американской валюте доверяют больше –17,5% против 5,7% в среднем по России. Вот вам и цифры┘