Интрига вокруг того, кто будет участвовать в добыче газа для Северо-Европейского газопровода (СЕГ), наконец разрешилась. Вчера «Газпром» подписал с немецким химическим концерном BASF соглашение по освоению Южно-Русского месторождения. Согласно договору, BASF в лице своей «дочки» Wintershall получит 25% минус одна голосующих акций и 10% привилегированных (неголосующих) акций месторождения.
Взамен за доступ к добыче российского газа BASF поделится своими активами в Европе. «Газпром» увеличит свой пакет акций в компании Wingas, продающей газ конечным потребителям в Германии, с 35% до 50% минус одна акция. А также российский концерн получит долю в капитале одной из компаний группы Wintershall, владеющей паями в геологоразведочных и добычных активах в Ливии.
Для торговли газом с Южно-Русского месторождения «Газпром» и BASF решили создать на паритетных началах компанию Wingas Europa.
Удивление вызвало то, что «Газпром» не подписал соглашение со вторым своим партнером – немецким энергетическим концерном E.ON. Ведь «Газпром» будет строить Северо-Европейский газопровод совместно с BASF и E.ON, которым будет принадлежать по 24,5% в проекте. Предполагалось, что и разрабатывать Южно-Русское месторождение, которое станет ресурсной базой для СЕГ, компании тоже будут втроем.
Впрочем, как пояснил заместитель председателя «Газпрома» Александр Медведев, соглашение с EO.N все же будет подписано, а задержку он объяснил тем, что с этой компанией не до конца согласован список активов и его оценка. Несмотря на это, EO.N не останется обделенным и ему достанется не меньше, чем BASF. «Соглашение с E.ON может быть подписано в течение ближайших трех месяцев, и он может получить такую же долю акций, как и BASF, – 25% минус одна акция», – заявил Александр Медведев.
Еще раннее «Газпром» заявлял, что хочет получать за участие в своих месторождениях «активы мирового класса». Под это определение в большей степени подходят газовые компании в развитых странах Европы. В частности, поэтому «Газпром» подписал первым соглашение с BASF, который предложил ему увеличить долю в Wingas. Это предприятие имеет свыше 10% розничного рынка Германии и владеет приблизительно пятой частью всех мощностей по хранению газа в Германии.
Между тем E.ON предлагал «Газпрому» преимущественно активы в Восточной Европе. Практически все свои венгерские активы или доли в сбытовых предприятиях в Польше, Чехии, Болгарии. Однако российского монополиста больше интересуют акции компаний на богатых немецком и британском газовых рынках. Так, «Газпром» давно уже задумывается о покупке газораспределительной компании в Великобритании. По словам менеджеров «Газпрома», ныне работающая там «дочка» «Газпрома» уже не способна выполнять весь спектр желаемых задач – она поставляет газ на оптовый рынок. EO.N же не готов делиться этими активами.
«Шансы EO.N получить долю в месторождении весьма высоки. Тем более что премьер-министр Англии Тони Блэр заявил, что правительство не будет препятствовать проникновению «Газпрома» на британский рынок», – говорит аналитик ИК «Тройка Диалог» Валерий Нестеров. При этом, по мнению аналитика, венгерские и польские активы не так уж плохи. Эти страны становятся полноценными членами ЕС и цены на газ в них продолжат расти. Скорее всего «Газпром» и EO.N просто не смогли до конца договориться о том, сколько стоят предлагаемые немцами активы. Просчитать истинную стоимость газораспределительных компаний очень сложно, и оценки могут сильно разниться, считает аналитик.