Вчера коммунисты презентовали новое общественное движение, названием своим повторяющее, с незначительной авторской правкой, известный нацпроект по образованию. А за день до этого представили публике обширную программу политучебы собственных кадров в рамках новой «депутатской вертикали» партии. Ставка сделана на провинцию – столичные выдвиженцы внушают руководству партии опасения своей склонностью к перемене политической ориентации.
Работа КПРФ по строительству стройной системы преемничества уже началась в регионах. В конце прошлой недели в Омске бывший первый секретарь образцово-показательного коммунистического новосибирского отделения, ныне – депутат Госдумы Виктор Кузнецов провел первый (из большой серии) семинар, где подробно разъяснил однопартийцам суть и цели депутатской вертикали. По словам разработчика, концепция опирается на опыт работы региональных отделений КПРФ и принципиально отличается от «московских» подходов, ограничивающихся созданием федеральных контор. Центр политической борьбы, настаивает Кузнецов, сейчас смещается в регионы. А потому самое актуальное сейчас – налаживание грамотной местной рабочей партструктуры. Активист приводит для сравнения «Единую Россию»: уже около полугода конкуренты создают некое движение муниципалов.
Эффективное управление депутатами не удается даже партии власти, поэтому коммунистическая депутатская вертикаль, убежден Кузнецов, должна пронизывать 3 уровня: федеральный, региональный и муниципальный, а партийцы – совмещать парламентские методы работы с непарламентскими: «У нас есть регионы, где других депутатов уже не избирают. И за партию многие голосуют».
Коммунисты намерены использовать дыры в действующем законодательстве. Например, в Новосибирске действует акт о наказах избирателей, где закреплено, что депутат вправе направлять до 2 млн. руб. из местного бюджета (в год) на решение проблем своего избирательного округа. Или еще пример: в том же Новосибирске и в Омске коммунистам удалось провести закон о льготах для ветеранов, который единороссы забаллотировали на федеральном уровне. «Ну что, ветераны нас после этого не поддержат, что ли? Конечно, поддержат!» – уверен Кузнецов. ЕР в этом плане для коммунистов не конкурент, так как ее депутаты «слишком заняты решением личных проблем».
Депутаты-коммунисты региональных заксобраний должны озаботиться и кадровым резервом. Они сетуют, что учить перспективных управленцев им попросту негде: «По политическим соображениям нас в исполнительную власть просто не берут. Научить можно в составе регионального депутатского корпуса. Потому что прийти в Думу и не иметь этого опыта – прийти пустышкой. Одно дело – митинговать, другое – разбираться, что такое бюджет, работать с документами, законами, с людьми. Интерес у молодых возник – туговата стала жизнь». Старшие товарищи поддерживают подрастающую смену благодаря институту помощников депутатов. По новой концепции такие «школы жизни» должны быть при каждой фракции.
Кузнецов приводит в пример печальный опыт КПРФ, когда федералы включали в свой список молодежь, а потом эти юноши с легким сердцем покидали родную фракцию ради более сильного и перспективного в карьерном плане соперника. Семинары для провинциальных политиков будут работать по программе в 50–70 часов. По словам Кузнецова, эту систему уже обкатали в Барнауле.
Функции центра в этой системе сводятся к определению главных целей – например, планам общей протестной акции или программы. И такие проекты уже появились. Вчера КПРФ сообщила о рождении одного из них – всероссийского движения «Образование для всех». Объявил об этом на заседании Конгресса российского образовательного сообщества зампред ЦК КПРФ Иван Мельников. Председателем движения избран депутат Госдумы от фракции КПРФ Олег Смолин, не являющийся, кстати, членом Компартии, а в координационный совет вошел депутат Государственной Думы – лауреат Нобелевской премии Жорес Алферов.
Поучаствовали в работе собрания представители четырех десятков регионов. Среди организаторов замечены были президент РГГУ Юрий Афанасьев и президент Российской академии образования Николай Никандров.
Мельников посетовал, что руководители Минобразования приглашение проигнорировали, и предположил, что чиновники испугались «резкой и обоснованной критики работы министерства в этом направлении».