Повестку в суд, назначенный уже на 18 мая, получили вчера в Союзе комитетов солдатских матерей. В документе значилось: Союз комитетов солдатских матерей вызывается в качестве ответчика по делу Федеральной регистрационной службы Министерства юстиции РФ о прекращении деятельности СКСМ как юридического лица. Копии искового заявления к документу не прилагалось, и ответственный секретарь СКСМР Валентина Мельникова в беседе с корреспондентом «НГ» недоумевала: что подвигло Министерство юстиции на попытку закрыть ее организацию, существующую с 1989 года? «До этого, – сказала Мельникова, – мы не получали никаких предостережений».
Мельникова связала случившееся «с общеполитической установкой – оставить в качестве гражданского общества Общественную палату и ряд других проправительственных организаций, так называемых общественных, которые учреждаются специально, а всех остальных ликвидировать. Глава СКСМ рассказала, что прокуратура проверяла ее организацию в 2004–2005 году, так же как и Управление по борьбе с экономическими преступлениями МВД, и налоговики. Никаких замечаний не было. Тогда солдатским матерям даже порекомендовали подать в суд иск о защите чести и достоинства на депутатов, которые инициировали первую проверку. Одним из этих парламентариев, говорит Мельникова, был Виктор Алкснис.
Проверяла СКСМ и московская прокуратура – тоже не нашла ничего предосудительного. В конце беседы Мельникова пообещала в поисках справедливости – в случае, если проиграет процесс, – дойти до Страсбургского суда.
Однако вряд ли солдатским матерям придется отправляться так далеко – не успело появиться в информагентствах сообщение о повестке из Басманного суда, как Минюст поспешил сделать встречное заявление – он отзывает иск. Корреспондент попросил прокомментировать случившееся начальника Управления по делам политических партий, общественных, религиозных и иных организаций Федеральной регистрационной службы Алексея Жафярова. По его словам, «проблемы уже нет как таковой»: «Мы направляли исковое заявление в январе этого года – по тем же основаниям, что и 900 предыдущих исков. Организация просто не сообщала нам о продолжении своей деятельности, и мы поставили перед судом вопрос о признании данной организации прекратившей свою деятельность».
Жафяров полагает, что СКСМ, узнав, что такое заявление поступило в суд, отправил в Минюст в конце марта отчет о своей деятельности за пять лет: «Этот отчет мы получили в первых числах апреля, и теперь мы не настаиваем на дальнейшем судебном рассмотрении. Письмо об отзыве искового заявления уже направлено, а организации будет просто вынесено предупреждение о недопустимости нарушения в дальнейшем законодательства в своей деятельности».
Жафяров не видит проблемы в получении повесток правозащитниками: «Как показал пример правозащитного Центра, суд не примет решение о ликвидации организации, если она придет в суд и скажет, что продолжает свою деятельность. А мы не готовы на этом настаивать, нам нужно, чтобы организация отчитывалась в соответствии с законом, как это и предписано. В данном случае организация выполнила свои обязательства, хоть и, мягко говоря, с большим опозданием и только получив повестку из суда».
Между тем, по словам Валентины Мельниковой, повестка по иску Росрегистрации дошла до солдатских матерей только вчера.