Рубль готов одержать еще одну победу – после триумфального шествия по обменным пунктам страны в сторону непрерывного повышения курса. Чиновникам запретят использовать в беседах о высоком, то есть – о текущей экономике, слова «доллар» и «евро». Исключительно рубли должны фигурировать отныне в такого рода высказываниях. И никаких тебе остальных фунтов, песет или тугриков. Такой законопроект вчера к вечеру ожидали в Государственной Думе.
Речь в документе идет о запрете на употребление иностранных валют при установлении цены на товары и услуги, а также в выступлениях членов Федерального собрания, госчиновников и в средствах массовой информации. Секретарь генерального совета партии «Единая Россия», заместитель председателя Государственной Думы Вячеслав Володин анонсировал его журналистам следующим образом: «По Конституции национальной валютой в Российской Федерации является только рубль, и введение в нашей стране других денежных единиц не допускается».
Документ удивительным образом гармонирует с обнародованными накануне поправками банковского комитета нижней палаты – насчет того, чтобы увеличить штрафы за «валютные» ценники до 100 тыс. руб. Совпадение двух событий, однако, вполне можно было бы объединить фигурой известного физика-ядерщика Евгения Велихова, являющегося по совместительству главой Общественной палаты. Хотя, судя по высочайшей степени активности последней, уже трудно сказать, какая сторона деятельности именитого физика является совместительством.
Напомним: еще в прошлую пятницу, на первой рабочей пленарке ОП Велихов высказал свою смелую идею. Идея привела в замешательство общественность своей наивностью, хотя и вызвала одобрительную реакцию со стороны спикера Госдумы Бориса Грызлова. И правда, будучи реализованной законодательно, она потребовала бы совсем уж смешных ограничений в виде штрафов для провинившихся, ненароком обронивших запретное слово. Что это будут за штрафы? Заставят по десятке бросать в общую копилку – как за употребление в общественном месте ненормативной лексики? Или голоса лишат на неделю? И вот ради этого – весь сыр-бор?
Общественность ошиблась, явно недооценив масштаб начинания. Палата, как известно, не имеет права законодательной инициативы, однако вчера велиховская сказка самым замечательным образом стала реализовываться. Предполагается, что законопроект буквально вот-вот будет внесен от группы депутатов, видимо, из состава думского комитета по конституционному законодательству и государственному строительству. Однако пока председатель этого комитета Владимир Плигин сообщил, что он ничего об этом не знает и что лично он пока только ознакомился с содержанием обращения Велихова. Сам же законопроект, судя по всему, будет представлять собой поправки в ряд действующих законов – о правительстве, о государственной службе и, видимо, некоторых других. О санкциях же за неправомерное употребление названий иностранных валют при рассуждении о реалиях российской экономики пока ничего не слышно. Напомним, однако, что Велихов настаивал на необходимости предусмотреть какую-то за это ответственность. По слухам, распространяющимся на Охотном Ряду, быстрота депутатской реакции на высказанные секретарем ОП идеи напрямую связана с тем, что Велихов выступил всего лишь их ретранслятором. И стало понятно, что предложение академика – вовсе не спонтанное возмущение упоминаниями иноземной валюты в речах чиновников, а тщательно выверенный и согласованный в высоких кабинетах план наступления.
И вот тут начинается главное – определение объекта атаки. Потому что трудно предположить, что парламент будет тратить драгоценное время на обучение чиновников и себя самого правилам устной речи. К тому же, если вспомнить, сегодня и так редко какой чиновник частит «валютными» упоминаниями с трибуны. Чаще остальных не брезговал предосудительными терминами, если хорошо вспомнить, только один такой чиновник – бывший помощник президента по экономике Андрей Илларионов. Ввиду его отставки инициатива Думы выглядит несколько запоздавшей.
Возможна, конечно, и иная цель парламентской задумки. Некоторые защитники антидолларовой инициативы ссылаются на несолидность цифр, указывающих на социальные расходы государства – если о них упоминают в валюте. И гораздо большую респектабельность рублевых показателей. Во всяком случае, здесь проглядывает хоть какая-то логика: в преддверии «восьмерки» как-то совершенно неприлично упоминать, в частности, что средняя пенсия в нефтяной державе равна 80 долларам.
На самом деле, нападки на иностранную валюту выглядят не совсем естественно. И совпадение по времени выдвижения двух инициатив – сначала велиховской, а потом – резниковской, более мягкой, призывающей ограничиться лишь коррекцией ценников, выглядит еще одним раундом борьбы двух соперников – Общественной палаты и Государственной Думы.
Похвалив введение цензуры для чиновников, депутаты на деле явно постарались предотвратить ее законодательное оформление, предложив свой вариант решения проблемы. Поправки Резника декларативны, от них ни тепло, ни холодно и покупателям, и продавцам. Поправить ценники – дело нехитрое. Да и сам Резник в беседе с корреспондентом «НГ» всячески подчеркивал: его документ лишь продолжение долгой работы по упорядочению торговых операций и не имеет ничего общего с инициативой главы Общественной палаты. Дума явно пыталась убить двух зайцев: ответить на патриотический порыв академика и отделаться при этом «малой кровью». Не удалось.
Вчерашний спич Володина не оставляет сомнений – наступление Общественной палаты на доллар отнюдь не захлебнулось. Депутатам придется, пряча глаза (а может, и не пряча), принимать абсурдный документ. Это тот редкий случай, когда о проекте можно судить, не видя текста. Только по одному анонсу. Впрочем, так всегда бывает, когда во главу угла ставится не экономическая необходимость, а пропаганда. Так что можно поздравить граждан: скоро у них появится свой Волан де Морт – долларовый.