В конце прошлой недели практически все средства массовой информации откликнулись на инициативу академика Евгения Велихова, призвавшего впредь не употреблять в России слова «доллар» и «евро». «Интересное начинание, между прочим!..» – говорил в таких случаях персонаж одной из ранних повестей Фазиля Искандера. Откликам этим придавался столь серьезный характер, что становилось смешно. Академик, правда, не присовокупил к списку запрещенных слово «юань». Между тем это следовало бы сделать, учитывая другое «интересное начинание», предложенное Советом Федерации и Общественной палатой как раз накануне этой исторической инициативы.
В прошлую среду в Совете Федерации при участии членов Общественной палаты – в том числе незаменимого Вячеслава Никонова, председателя комиссии Общественной палаты по международному сотрудничеству и общественной дипломатии, – прошли слушания по теме защиты прав соотечественников за рубежом. Председатель комитета Совета Федерации по делам стран СНГ Вадим Густов отметил, что Россия, предусматривающая в своем бюджете на поддержку соотечественников всего 300 млн. руб. в год, обделяет их своим вниманием, так как на одного соотечественника приходится не более 15 руб. в год. Ведь г-н Никонов насчитал разбросанными по миру «29 миллионов наших соотечественников, из них 25 миллионов этнических русских»! Участники слушаний призвали государство и общественность активизировать работу на этом направлении, предложив, в частности, «дать таким людям сертификат, по которому они смогут приезжать на свою историческую родину без всякой визы».
«Борьба за права соотечественников» – это такое же «начинание» и конек нашего МИДа и других административных структур, как и «улучшение имиджа России». Пока эта борьба вылилась в ряд довольно-таки странных шагов: агрессивную риторику в отношении стран Балтии (откуда за последние десять лет переехали в Россию всего 85 тыс. человек) и установление чуть ли не «стратегического союза» с Узбекистаном, из которого за тот же срок в прямом смысле слова бежали 780 тыс. наших сограждан); поддержку населения Приднестровья и третирование Молдовы (в одной только столице которой, Кишиневе, проживает больше этнических русских, чем на всей приднестровской территории); выдачу паспортов жителям Южной Осетии и Абхазии (которых в случае их приезда в Россию сочтут «соотечественниками» лишь самые убежденные интернационалисты) и так далее. Понимая, что такие шаги и такая помощь не приносят должного эффекта, парламентарии выступили с новой программой.
Логика предложенных мер не укладывается ни в какие международные рамки. До тех пор пока мы живем в мире национальных государств, реальный смысл имеет только понятие гражданства. Именно оно дает личности те или иные права – за исключением абстрактных «прав человека», к которым российское руководство давно уже не испытывает особого пиетета. Но, как бы тяжело ни жили наши соотечественники за рубежом, они в большинстве своем являются гражданами иных стран. Им можно дать российское гражданство – но сегодня ради него в большинстве случаев они должны будут отказаться от их нынешнего, а этот трюк не пройдет даже в балтийских республиках, столь «окормляемых» ведомством г-на Колерова. Выдача же неких «сертификатов соотечественника» радикально противоречит как сложившейся международной практике, так и российскому законодательству. Попытка организовать безвизовый въезд в Россию «соотечественников» из стран ЕС или США немедленно – и обоснованно – будет квалифицирована в Брюсселе и Вашингтоне как неравное отношение к гражданам этих стран на основе национального признака со всеми вытекающими отсюда последствиями. В России, где предоставление гражданства давно уже стало выгодным делом, производство «сертификата соотечественника» может быстро превратиться в многомиллиардный бизнес. Возникнут новые «серые зоны», не регулируемые внятными правовыми нормами. Да и много чего еще произойдет.
Следует также заметить, что только одна страна в мире проповедует (хотя и не применяет пока на деле) именно такой подход. Согласно ст. 50 Конституции КНР, «Китайская Народная Республика охраняет надлежащие права и интересы китайцев, проживающих за границей; законные права и интересы китайцев, вернувшихся на родину, а также проживающих в Китае членов семей как тех, так и других» (цит. по кн.: Галенович, Юрий Михайлович. Россия – Китай – Америка: От соперничества к гармонии интересов? Москва: Русская панорама, 2006. С. 391). Вот откуда идут к нам новые идеи! Неужели, поняв невозможность догнать Америку, в Кремле решили «догонять» Китай? Может быть, именно поэтому в России пытаются запретить произносить вслух названия валют лишь цивилизованных государств?!
Между тем проблема диаспор существует давно и во многих странах. Только там не пытаются построить «пятую колонну» из людей другой национальности, а стремятся объединять граждан на основе культурных и политических предпочтений. В Европе, например, создается русскоязычная партия, которая в ближайшем будущем может стать проводником интересов тех, кто считает русский язык родным. Замечу, что к таковым могут относиться, например, и евреи, редко причисляемые в нашей стране к этническим русским, но внесшие неоценимый вклад в российскую науку и культуру. Замечу также, что Европейская комиссия – а не администрация президента РФ – выделяет на организацию и обеспечение деятельности этой партии 6 млн. евро в год, то есть почти столько же, сколько Россия на всех «соотечественников».
Другие страны тоже дают нам примеры. В 60-е годы Голландия профинансировала вывоз из Индонезии не только всех этнических голландцев, но и всех местных жителей, сотрудничество которых с колониальной администрацией могло стать фактором, угрожающим их безопасности и соблюдению их прав после обретения индонезийцами независимости. Это ли не рецепт для возможных действий России в Прибалтике в начале 90-х годов?! Но он не был востребован. Франция, не горящая желанием переселить к себе «соотечественников» из Алжира или Сенегала, тратит почти 200 млн. евро в год на программы развития francophonie, или продвижения в мире французских языка и культуры.
И, наконец, все эти государства, прежде чем озаботиться соотечественниками, жестко и последовательно отстаивают права своих граждан за рубежом – а здесь на память приходит незавидная участь наших моряков, вынужденных провести несколько лет в нигерийской тюрьме и освобожденных, по сути, усилиями частных благотворителей.
России не впервой изобретать велосипед. Но сегодня мы видим, что «общественное творчество» пошло куда дальше. Причем в странном направлении. Хотя если учесть, что перемножение цифр 2 и 3 дает 6, направление не кажется таким уж странным...