Воровство нефти из магистральных трубопроводов с целью ее нелегальной продажи скоро, возможно, будет караться государством предельно жестко. Законопроект, поступивший в Думу от группы депутатов-единороссов, уравнивает преступления подобного рода с экстремизмом, терроризмом, взяточничеством и отмыванием преступных доходов. Парламентарии предлагают считать «нефтяные» дела тяжкими, которые, как известно, почти никогда не подпадают под амнистию.
Под соответствующими изменениями в УК РФ стоят подписи вице-спикеров Владимира Катренко и Владимира Пехтина, а также председателей думских комитетов по экономической политике и по законодательству Валерия Драганова и Павла Крашенинникова. И хотя Верховный суд РФ еще 2 месяца назад высказал несогласие с центральной идеей предлагаемых думцами поправок в УК, законопроект в нижнюю палату все-таки был внесен.
Депутаты разработали 2 новые статьи кодекса и настаивают на их скорейшем принятии. Как указывают авторы законопроекта, «в условиях сохранения угрозы терроризма, активной деятельности организованных преступных групп, высокого уровня общеуголовной преступности особую актуальность приобретает задача обеспечения безопасности магистральных трубопроводов». Депутаты отмечают, что в результате воровства из трубы «расхищаются значительные объемы сырьевых и топливных ресурсов стратегического назначения, что подрывает экономическую безопасность государства, наносит существенный ущерб нефтяным и трубопроводным компаниям». Глава думского комитета по законодательству Павел Крашенинников в интервью «НГ» ссылается еще и на экологию: «Нас волнует не столько кража нефти как таковая, сколько возможный в ее результате экологический ущерб, который может быть колоссальным».
За повреждение нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов, а также всех связанных с ними технологических устройств, если они совершены из корыстных или даже просто хулиганских побуждений, предполагается или штрафовать на 500 тыс. руб., или лишать свободы на срок от 2 до 5 лет. Если действует организованная группа преступников либо если кто-то решился покуситься на магистральный трубопровод, то срок увеличивается до 6 лет. Если же в результате вскрытия нефтепровода случилась авария или гибель людей, то в тюрьме можно будет просидеть от 5 до 8 лет. За украденные и проданные энергоресурсы наказание будет еще более суровым: частное лицо может получить от 3 до 6 лет, если группа граждан, предварительно договорившаяся между собой, – от 5 до 8. А вот если такими же делами занимается организованная преступная группировка, то ее участникам грозит лишение свободы на срок от 7 до 10 лет.
Как сказал «НГ» Крашенинников, «мы говорим о «воровстве» наших энергоресурсов в других странах, но у нас это тоже приняло широкий размах». Депутатам – авторам законопроекта было даже специально продемонстрировано высокотехнологичное оборудование преступников, что, по мнению депутата, свидетельствует: такой высокоразвитый криминальный бизнес не может существовать без «разветвленных коррупционных связей». Тем не менее Верховный суд РФ полагает, что ответственность за незаконные операции с нефтью и нефтепродуктами нельзя разносить по разным статьям УК. Сейчас за них карают только по статье «Незаконное предпринимательство», да и то только в случае доказанного крупного ущерба преступнику может грозить пятилетний срок. Депутаты же предлагают давать от 3 до 6 даже без всяких такого рода доказательств, а уже с доказательствами – и все 10 лет. Интересно, что Крашенинников уверен: на самом деле Верховный суд в целом проект закона поддержал, а его замечания могут быть устранены в рабочем порядке. Глава комитета уверен: изменения в УК будут приняты Думой уже в ходе нынешней весенней сессии.
К законопроекту прилагается крайне любопытная пояснительная записка, явно основанная на информации, полученной от некоей крупной нефтяной, а скорее, трубопроводной компании. В тексте приводятся конкретные факты хищений и следовавших за ними аварий, а некоторые строчки вообще, судя по всему, остались без всяких изменений. Например, такая: «При проведении охранных мероприятий на линейной части магистральных трубопроводов сотрудники служб безопасности дочерних обществ компании регулярно сталкиваются с открытым, в том числе вооруженным противодействием криминальных структур». Вряд ли депутаты сами по себе могли бы узнать такие внутрикорпоративные подробности. Но на вопрос «НГ», поддерживают ли законопроект нефтяные компании или, к примеру, «Транснефть», Павел Крашенинников напрямую не ответил, сказав только, что, по его мнению, «они должны сделать это обеими руками».
Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин связывает предложение об ужесточении наказаний за воровство нефти с тем, что нефть сильно подорожала: «За хищение, которое дороже стоит, и наказание будет жестче». Но важнее, по его словам, не жесткость, а неотвратимость – а здесь большие претензии к милиции.