Виктору Христенко разрешили долго 'не валандаться' с техническими регламентами.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Вчерашнее заседание правительства проходило в ускоренном режиме – премьер-министр Михаил Фрадков должен был после обеда отправиться с ознакомительной поездкой в Барнаул, и это обстоятельство ставило его перед необходимостью жестко придерживаться регламента. И все равно первый вопрос повестки – отчет главы Минпромэнерго Виктора Христенко о разработке технических регламентов – погрузил кабинет министров в полуторачасовую дискуссию.
Министр очертил цели и задачи реформы технического регулирования: снижение барьеров в торговле и административного давления на производителя, но в то же время создание эффективной системы защиты потребительского рынка от опасной продукции. По его словам, все это должно обеспечить высокую конкурентоспособность российской продукции. Работа началась в 2003 году и по плану должна завершиться в 2010-м. В общей сложности предстоит принять 300 технических регламентов. Пока же принят только один. В достаточно высокой степени проработки находится еще несколько десятков. Однако очевидно, что, если не предпринять срочных мер, этот процесс затянется до бесконечности. Чтобы ускориться, Виктор Христенко считает возможным принимать технические регламенты в виде постановлений правительства, а не в виде федеральных законов, как того требует «Закон о техническом регулировании».
Михаил Фрадков согласился, что затягивание процедуры принятия регламентов может привести к пробелам в этой системе. Пока до 2010 года будут приняты все 300 регламентов, они морально устареют. «Все будут сидеть уже на Луне», – образно выразился премьер. «Технический регламент – это не проект федерального бюджета и с ним не нужно валандаться год или больше», – в свою очередь, заявил первый вице-премьер Дмитрий Медведев. Он предложил максимально упростить процедуру принятия техрегламентов в министерствах и ведомствах. «Процедуру надо оптимизировать, потому что так мы концов не найдем», – согласился Михаил Фрадков
Ободренный поддержкой Виктор Христенко сообщил, что в правительство внесен проект постановления, предполагающий создание национального органа по аккредитации и предусматривающий приведение к нормам всех аккредитационных процедур. Считается, что благодаря этому удастся снизить риски переходного периода в реформе системы технического регулирования. Задача будет решена быстрее, если подключится бизнес, который только и ждет от правительства сигнала, сказал Михаил Фрадков. «Бизнес готов откликнуться, – заверил президент РСПП Александр Шохин, но уточнил: – Только на условиях софинансирования, то есть 50 на 50».
Однако если власть видит бизнес полноправным партнером в работе над созданием техрегламентов, то в сфере таможни намерена отказаться от его услуг. Вопрос возник в связи с недавним заявлением президента Владимира Путина, в котором он крайне негативно отозвался о порочной практике слияния интересов госорганов и бизнес-структур в пунктах пропуска на границе. Глава государства распорядился, чтобы Герман Греф разобрался и навел порядок.
Вчера глава МЭРТа, информируя членов правительства об основных направлениях таможенной политики на 2007–2009 годы, особое внимание уделил этой теме. Проведение весьма деликатной операции по разделению сросшихся в экономическом экстазе сиамских близнецов – органов ФТС и бизнеса – доверят новому федеральному агентству, принципиальное решение о создании которого уже принято. Эта структура возьмет на себя заботы о содержании пунктов пропуска на границе. «Таможня и пограничники останутся, но не будут выполнять функции хозяйствующего субъекта», – уточнил Греф.
Стоит напомнить, что из имеющегося сейчас 441 пункта пропуска 13 находятся в частных руках. Вот их-то и придется либо выкупать у владельцев, либо закрывать, если владельцы откажутся расставаться со своей собственностью, и строить рядом другие. Цена вопроса менее 1 млрд. руб., однако эти деньги в бюджет на 2006 год не закладывались, поэтому если не удастся убедить Минфин раскошелиться, то решение задачи придется отложить на 2007 год. Любопытно, что наведение порядка на границе премьер считает делом не только сложным, но и «в какой-то степени для отдельных товарищей небезопасным». И похоже, он не одинок в своих тревогах.