В начале следующей недели вступит в силу скандальный закон о неправительственных организациях. Согласно документу, их работа, в том числе и финансовая, отныне контролируется Федеральной регистрационной службой (ФРС) Минюста РФ. Принятие этого закона в декабре сопровождалось громкими протестными заявлениями международных организаций и самих НКО, а также поддержавшей их Общественной палаты. Протесты поутихли, когда общественникам намекнули о возможности участия в работе над подзаконными актами, призванными якобы смягчить действие основного документа – как только ОП оформится окончательно. Однако документов палатники так и не увидели – вплоть до того момента, как они легли на стол президента. Понятно, что после подписания их Владимиром Путиным никакая экспертиза не понадобится.
Лучшее, что можно было сделать, сказал в беседе с корреспондентом «НГ» член ОП и президент фонда «Нет алкоголизму и наркомании» Олег Зыков, это вообще не принимать закон: «Он плох по своей идеологии. Непонятно, кто кого должен контролировать: власть граждан или граждане власть. По этому закону получается, что власть».
Председатель комиссии ОП по вопросам развития гражданского общества Мария Слободская рассказала, что общественники очень надеялись поучаствовать в разработке механизмов реализации закона об НКО и еще зимой направляли в правительство официальное письмо – с предложениями помощи. Послание осталось без ответа.
Между тем, как подтвердил корреспонденту «НГ» заместитель начальника управления ФРС по делам политических партий, общественных организаций и религиозных объдинений Анатолий Пальченко, подзаконные акты не только уже разработаны, но и со дня на день будут подписаны президентом.
Поучаствовать в работе над законом на этом этапе общественности опять не удастся: «Месяц назад в Минюсте мы запросили эти документы, – сетует Слободская, – но они пришли только сегодня: там больше 90 листов, и надежда, что нам в последнюю неделю удастся внести туда изменения, минимальна». Ситуация анекдотична: в прошлую пятницу пакет документов к закону об НКО дали ненадолго подержать в руках участникам заседания Совета по развитию гражданского общества Эллы Памфиловой, но возможности подробно с ними познакомиться, по словам Зыкова, члена совета, также не было.
По признанию Слободской, единственное, что можно делать в этой ситуации, – отслеживать практику применения этого закона. Для чего, как рассказал «НГ» Зыков, при комиссии по развитию гражданского общества создана рабочая группа.
Иллюзий на этот счет общественник не питает: «Органы Росрегистрации очень непрофессиональны». Зыков ссылается на собственный опыт: его фонд в числе многих общественных организаций пытались через суд исключить из госреестра. Он уверен: попытка ликвидировать Центр по правам человека – продолжение этой кампании. Зыков считает, что помимо закона «надо обсуждать и уровень непрофессионализма исполнителя этого «нехорошего закона».
Надежду со временем влиять на процесс изменения закона и на этом этапе частично дал вице-спикер ГД единоросс Олег Морозов. Комментируя на днях вступление в силу закона, он, хотя и заявил, что не считает его ущемляющим чьи-то права, но посчитал нужным добавить: если правоприменительная практика документа покажет обратное, то текст будет скорректирован.
Между тем депутат-яблочник Сергей Попов ставит под сомнение возможность изменения закона в ближайшие два года. «Этот документ отражает политическую волю президента России – вот, собственно, и все!» – пожал плечами депутат. По его убеждению, существовавшего инструментария для наведения порядка в сфере НКО и НПО было предостаточно: просто им не пользовались. Попов уверен: «И с дополнительными рычагами нового закона с реальными правонарушителями борьбы не будет. Борьба будет с политическими оппонентами». В этом плане показательно ключевое, на взгляд парламентария, положение закона: организацию, дважды нарушившую закон, можно ликвидировать, «это все равно как гражданин, дважды нарушивший закон, должен быть расстрелян».
Кроме уже подготовленных подзаконных актов, как стало известно «НГ», в стадии разработки в Минюсте находятся поправки к ведомственным указам, которые позволят гражданам в досудебном порядке жаловаться на ФРС. По мнению Пальченко, это значительно упростит процесс обжалования решений. Однако изменить вердикт ФРС, если она того не захочет, не сможет даже министр юстиции: только суд.