Поправки в так называемую «автомобильную» 12-ю главу Кодекса об административных правонарушениях лежат в Государственной Думе больше месяца. Однако текст законопроекта на первое чтение все не выносится. А вчера на Охотном Ряду прошли специальные парламентские слушания, посвященные «усилению административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения». Конкретных решений принято не было, а разговор выглядел зондированием мнения граждан и экспертного сообщества.
Впрочем, стало ясно: увеличение штрафов и изъятие прав за те нарушения ПДД, которые прежде карались более мягким образом, все-таки состоится. Однако существенного усиления полномочий ГИБДД при этом, видимо, не случится. Дело в том, что ранее предполагалось разрешить инспекторам проводить медицинское освидетельствование подозреваемых в пьянстве водителей прямо на дороге, а также вернуть им право взимания штрафов «на месте». Но после того, как почти каждый из выступавших (кроме, естественно, начальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ Виктора Кирьянова), как о само собой разумеющемся сказал о поголовной коррумпированности гаишников, стало ясно, что усиливать их полномочия дополнительно вряд ли будут. Стоит заметить, что наиболее явно это прозвучало как раз в речи главы думского комитета по безопасности Владимира Васильева.
Правда, бывший заместитель министра внутренних дел выступил на слушаниях не первым. Еще до него свои доклады сделали два антагониста – руководитель ГАИ Виктор Кирьянов и депутат Виктор Похмелкин, лидер Движения автомобилистов России. А один из авторов законопроекта – председатель думского комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин напомнил о настоящей дорожной войне, за год которой гибнет более 30 тысяч россиян, в то время как калеками остаются многие десятки тысяч. По его словам, сейчас «нарушения приобрели демонстративный и массовый характер»: например, за ночь перед вчерашними слушаниями в Москве было задержано 104 пьяных водителя. Свой законопроект депутат похвалил, отметив гармоничное сочетание в документе карательных и предупредительных мер, однако тут же призвал к дальнейшему его улучшению. Претензии к тексту, по словам парламентария, обоснованны – в частности, по предложенной балльной системе. Впрочем, не забыл глава комитета и о том, что порядку на дорогах мешают плохое качество покрытия, взяточничество гаишников и произвол представителей власти.
Виктор Кирьянов ограничился традиционным докладом об успехах, проблемах и планах своего ведомства. Лейтмотив его речи был вполне понятен: нынешний кодекс не позволяет поддерживать дисциплину на дорогах, надо быстрее принимать новый. У Похмелкина подход был другой: сначала полная модернизация и чистка ГАИ, запрет на дорожные привилегии номенклатуры, а потом уже усиление карательных мер против обыкновенных водителей. Если последовательность не будет именно такой, уверен депутат, то «мы получим отчуждение между властью и народом». Правда, некоторые штрафы Похмелкин все-таки согласен увеличить уже сейчас.
А вот Владимир Васильев сразу же сказал, что усиление полномочий ГИБДД «вряд ли проходимо с учетом общего понимания того, что эта система себя дискредитировала». Васильев напомнил об «огромной опасности» такого усиления. Потому что, по его словам, «все знают, как сегодня работает исполнительная власть, и когда мы принимаем такие законы, то нам говорят: вы дали полномочия той власти, которая сама нарушает закон».
Сравнительная таблица штрафов действующего и нового КоАП
Вид правонарушения | Действующий КоАП | Новый КоАП |
---|---|---|
Установка подложных государственных регистрационных знаков | От 5 до 8 МРОТ | От 5 до 10 МРОТ |
Управление с заведомо неисправной тормозной системой | От 1 до 3 МРОТ | От 3 до 5 МРОТ |
Неиспользованные ремни безопасности | 0,2 МРОТ | 0,5 МРОТ |
Управление в состоянии опьянения | От 8 до 12 МРОТ, лишение прав на один год | От 10 до 20 МРОТ, лишение прав на один год |
Передача управления лицу, находящемуся в состоянии опьянения | От 8 до 12 МРОТ, лишение прав на один год | От 10 до 20 МРОТ, лишение прав на один год |
Превышение скорости движения на величину более 60 километров в час | 3 МРОТ | От 3 до 5 МРОТ, лишение прав на срок месяцев от 2 до 4 |
Непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, нанесенные на наружные поверхности, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом | От 1 до 2 МРОТ | От 3 до 5 МРОТ, лишение прав на срок от 1 до 3 месяцев |
Нарушение правил остановки или стоянки, препятствующее движению пешеходов | 0,5 МРОТ | От 1 до 2 МРОТ |
Нарушение правил остановки или стоянки на проезжей части | 0,5 МРОТ | От 1 до 3 МРОТ |
Невыполнение законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения | От 8 до 12 МРОТ, лишение прав на 1 год | От 10 до 20 МРОТ, лишение прав на 1 год |