Вчера на традиционном совещании с ключевыми фигурами кабинета министров президент проявил заботу о вдовах, одобрил стимулирование муниципалитетов и призвал эффективнее бороться с контрафактом.
С самого начала в зале заседания царила рабочая обстановка. Все участники встречи, даже заместитель руководителя кремлевской администрации Игорь Сечин, казалось, давно сидят за столом в ожидании первого лица государства. Последним в кабинет вошел глава кремлевской администрации Сергей Собянин в сопровождении главы Минобороны Сергея Иванова и первого вице-премьера Дмитрия Медведева. Перед появлением президента появился премьер-министр Михаил Фрадков. В ожидании их министры, напряженно изучая бумаги, изредка перебрасывались короткими репликами. И лишь Михаил Зурабов вел себя несдержанно: ерзал на стуле и, закинув руки за голову, еле слышно вздыхал.
Как оказалось, не зря. Владимир Путин довольно жестко поставил перед ним вопрос о необходимости выплачивать вдовам военнослужащих, не вступившим во второй брак, вторую пенсию. Глава государства пояснил, что с такой просьбой к нему обратились вдовы военнослужащих внутренних войск МВД РФ: «Не вижу причины, почему мы до сих пор этого не сделали».
Зурабов не стал перечить и обещал решить этот вопрос «в ближайшее время». Но начал совещание президент все же с другого. Путин одобрил действия правительства, утвердившего новую концепцию по стимулированию регионов, успешно управляющих финансами. Как пояснил по просьбе главы государства вице-премьер Александр Жуков, концепция, рассчитанная на три года, основывается на утвержденном законодательно порядке разграничения полномочий между регионами, муниципалитетами и федеральным Центром. «Она направлена на стимулирование тех регионов и муниципалитетов, которые более эффективно управляют финансами, развивают экономику и снижают дотационность», – подчеркнул вице-премьер.
«Это как раз то, о чем постоянно говорили мне руководители регионов», – удовлетворенно, как будто освободившись от тяжкой ноши, заметил глава государства. И уже с оптимизмом поинтересовался у руководителя Минэкономразвития: «Герман Оскарович, а что у нас по борьбе с контрафактом?»
Греф отметил, что план борьбы предусматривает две части: подготовку нормативных актов, усиление административной и уголовной ответственности за производство и сбыт контрафактных изделий, а также усиление борьбы с этим явлением силами правоохранительных органов. Глава МЭРТа сообщил, что специальная рабочая группа из сотрудников ФСБ, МВД и Генпрокуратуры уже создана. Более того, в конце прошлого года она провела рейд на госпредприятиях оборонно-промышленного комплекса, которые сдавали в аренду свои площади: из восьми предприятий на пяти было выявлено массовое производство контрафактной продукции.
Но этот неприятный для Сергея Иванова факт никак не повлиял на хорошее расположение к нему президента. Владимир Путин чуть позже уделил особое внимание проблемам армии в целом и военного ведомства в частности. Он прослушал без единого замечания пространный спич Иванова о том, как наши корабли бороздят и будут бороздить воды Мирового океана в ходе проходящих сейчас морских учений.
По просьбе президента глава МВД Рашид Нургалиев подтвердил, что созданы необходимые для успешной борьбы с контрафактом условия и теперь все станет значительно легче. Президент предложил зрить в корень проблемы и ускорить процесс – за счет авторских гонораров подзащитных: «Цены надо на легальную продукцию снижать, тогда контрафакта будет меньше». «Они уже готовы, – быстро прокомментировал ситуацию министр образования Андрей Фурсенко, который возглавил специальный комитет по пропаганде борьбы с контрафактом, и добавил: «Мы работаем с авторами».
Редкому гостю правительственных встреч Андрею Фурсенко вообще пришлось непросто. Его все время перебивали. Хотя перед началом встречи, видимо, самое важное, он аккуратно подчеркнул в бумагах. Когда он уже был готов рассказать о работе образовательного ведомства, Владимир Путин переключился на финансы и попросил Грефа проинформировать его об инвестиционной деятельности. А после него заслушал пространный, но немного сбивчивый доклад Алексея Кудрина о прошедшей в этот же день коллегии министерства. И даже один раз спросил: «Деньги есть?»
Но когда главе Минобразования дали слово, его увлеченный рассказ то и дело прерывали таким образом, что по проблемам науки и не очень понятных нанотехнологий с подачи президента смогли высказаться практически все – от вице-премьера Александра Жукова до Германа Грефа и министра обороны. В конце концов ему было отказано в целевой программе на развитие высоких технологий, несмотря на то что Фурсенко изначально попытался актуализировать ее необходимость популярной ныне в правительстве темой проблем обороноспособности страны.
Единственный, кто мог ему хоть отчасти посочувствовать, был Дмитрий Медведев. Его информацию президент заслушал в последнюю очередь, намекнув первому вице-премьеру довольно вяло: «И по проектам...» Отчет одного из своих потенциальных преемников президент выслушал без замечаний, и даже никак не отреагировал на упоминание пятого национального проекта – по газификации.