Глазьев уверен: поддаваться давлению для политической партии недопустимо.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
-Сергей Юрьевич, почему Рогозин решил прекратить борьбу?
– Я думаю, он рассчитывает на тактический маневр: уйти с поста председателя партии, чтобы вывести ее из-под удара, а затем при изменении ситуации к лучшему вернуться. Но боюсь, при нынешней власти вряд ли мы дождемся признания демократических норм партийного строительства. Пока, во всяком случае, тенденция противоположная. Заигрывание с такой властью – типичная ошибка многих лидеров оппозиции. Они рассчитывают договориться сегодня, чтобы быть самостоятельными завтра. Мне кажется, Рогозину не следовало уходить, пасуя перед давлением власти. Партии полезно было бы пройти школу настоящей политической борьбы. Она едва ли сможет рассчитывать на серьезную поддержку избирателей, принося в жертву одного своего лидера за другим ради комфортного существования.
– Почему Рогозин сегодня уходит с поста руководителя фракции?
– Я считаю, что партия поддалась грубому шантажу со стороны администрации президента, оказывавшей давление на руководство. Я считаю, что это для серьезной политической партии недопустимо. С уходом Рогозина партия окончательно теряет свое лицо, потому что она фактически тем самым выполняет поручение администрации президента. Если по кадровым вопросам принимают решения так, как подсказывает Кремль, ясно, что и по другим вопросам будет приниматься решение с оглядкой на администрацию. Партия, приняв такое решение, фактически отказалась от дальнейшего самостоятельного политического существования. Администрация президента проводит политическую реформу, в которой партии «Родина» места нет. У них есть три партии – «Единая Россия», Жириновский и КПРФ, есть еще четвертая – Партия пенсионеров, которая держится на запасном пути, и больше им никто не нужен. Им нужна еще марионеточная партия, которая будет имитировать либеральное демократическое направление, я думаю, что они ее создадут без партии «Родина». Поэтому идти на уступки по ключевым вопросам, кадровым, – терять лицо и свое будущее.
– Какое будущее ждет Рогозина?
– Рогозин будет каким-то образом пытаться и дальше влиять на деятельность партии, обрекая ее на роль марионеточной структуры, которая неинтересна избирателям. Избиратели хорошо чувствуют, является ли партия марионеточной или действительно выполняет самостоятельные цели и задачи, о которых говорит. Поэтому я считаю, что для партии и для Рогозина лично это большая политическая ошибка. Я бы не называл это самоубийством, но это резко ухудшает возможности партии дальше представлять себя самостоятельной политической силой.
– Обязан ли Рогозин покинуть пост председателя фракции вместе с лидерством?
– Нет, это абсолютно никак не связанные вопросы. Фракция – это самостоятельное образование, которое было сформировано по итогам выборов в Государственную Думу избирательного блока «Родина». Положением о фракции не предусматривается никакая связь между партийным представительством и должностями внутри фракции. Замечу, у нас многие члены фракции не являются членами партии «Родина», включая меня, – я, например, являюсь сопредседателем фракции, а до этого был руководителем фракции, не являясь членом партии «Родина». И никакой формальной юридической зависимости здесь нет.
– Кому выгодно устранение «Родины» с политического поля?
– «Единой России». Есть довольно авторитетное исследование, которое выполнил Институт открытой экономики, обработав достаточно глубокие массивы информации. Там доказано, что электорат блока «Родина» наполовину состоит из бывших сторонников «Отечества», которые влились в «Единую Россию»: это два миллиона человек, которые раньше голосовали за «Отечество», а проголосовали за блок «Родина». Соответственно, 800 тысяч тех, кто голосовал за «Яблоко», проголосовали за блок «Родина», 500 тысяч тех, кто голосовал за СПС, проголосовали за блок плюс 1 миллион тех, кто раньше голосовал за коммунистов. Таким образом, блок «Родина» является неким прообразом общенародной партии, которая могла бы претендовать на победу в схватке с партией власти. Для «Единой России» блок «Родина» – это самый неприятный политический оппонент. Поэтому они сначала предприняли небезуспешно активное действие по расколу блока «Родина» – была создана параллельная фракция «Родины» во главе с Бабуриным. Все это было сделано противозаконно, и теперь им осталось сделать последний шаг: стащить партию «Родина» с политической сцены, чем они, собственно говоря, и занимаются.