В ночь с субботы на воскресенье в Назрани неизвестные подорвали памятник первому руководителю республики Идрису Зязикову. Взрывом разнесло ограду монумента, в расположенной рядом школе и близлежащих дома выбиты стекла. Накануне неизвестные совершили теракт против военнослужащих Назрановского погранотряда, взорвав фугас при прохождении колонны в составе «КамАЗа» и БТРа. Погиб водитель проезжавшей мимо машины, ранен его пассажир и один из солдат-пограничников.
Как уже сообщала «НГ», что в минувший четверг так называемый джамаат «Шариат» взял на себя ответственность за похищение депутата Народного собрания республики Магомеда Чахкиева, тестя президента Ингушетии Мурата Зязикова и прокурора республики Махмуда Али Келиматова. Представители джамаата через один из сайтов сепаратистов предложили обменять жизнь похищенного на отставку упомянутых лиц. Если учесть, что памятник Идрису Зязикову расположен в Барсуках – родовом селе нынешнего главы республики (который, кстати, является племянником по матери первого руководители Ингушетии), можно предположить, что речь идет об некоей предупредительной акции.
«В результате тяжелого и длительного противостояния властными органами Северной Осетии и Ингушетии достигнута определенная согласованность по вопросу возвращения беженцев, – сообщил «НГ» сенатор от Ингушетии Исса Костоев. – Правда, ситуацию с переселением в поселок Новый ингушская и осетинская стороны, как и полпредство президента в ЮФО, оценивают по-разному. Но в любом случае это шаг вперед. Поэтому так активизировались террористы, которые хотят сохранить напряженность в регионе. Хотят сорвать данный процесс».
Иная точка зрения у депутата Народного собрания Ингушетии Мусы Оздоева: «Это реакция на беспредел власти, в том числе силовых структур в отношении своего народа. Что касается власти, то наш парламент еще в марте прошлого года должен был принять закон о муниципальных образованиях и внести изменения в Конституцию, включить в состав республики Пригородный район. Однако ничего сделано не было, так как Зязиков опасался, что его не переназначат. Подавляющее большинство населения откровенно не любит Зязикова, но люди боятся этих постоянных спецопераций, обысков, арестов и похищений людей. Поэтому они молчат. Но если люди взорвутся, то это будет хуже второй Чечни».
«Обострение ситуации объясняется только одним – бездействием властей, – сказал «НГ» депутат парламента Ингушетии, руководитель регионального отделения Партии мира Магомед-Сали Аушев. – В первую очередь правоохранительных органов, которые должны предотвращать теракты. С 2002 года 300 человек похищено в республике, судьба 60 из них до сих пор неизвестна. При этом в подобных случаях всегда кто-то видел людей в камуфляжной форме и вооруженных до зубов, но никто не знает, что это за люди».
«Здесь целый комплекс причин, который, на мой взгляд, неустраним в течение ближайших лет, – полагает руководитель группы «Меркатор» Дмитрий Орешкин. – Конечно, в Ингушетии есть серьезные клановые противоречия, здесь зязиковский клан враждует с другими кланами. В Дагестане, заметим, тоже идут клановые бои, там друг друга взрывают, уничтожают. Но в Ингушетии речь идет о действиях, направленных в первую очередь на дискредитацию Зязикова. Во-первых, он был первым назначенцем Путина (даже когда его избирали), во-вторых, это крайне непопулярная персона в республике».
«Далеко не все кланы в Ингушетии, – заявил «НГ» генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков, – довольны правлением Зязикова. Понятно, что Зязиков – человек Путина. Кстати, это один из немногих глав регионов, который позволил себе не вступать в «Единую Россию». Идет тяжелая внутренняя борьба с целью запугивания Зязикова. Трудно сказать, связано ли это с политическими воззрениями Зязикова, скорее речь идет о каких-то экономических ресурсах. Не исключается и версия некоего давления на Зязикова со стороны определенных чеченских кланов. Речь идет о давних идеях создания единого государства, которые озвучивали отдельные политики Чечни. Возможно, мы наблюдаем продолжение этой игры, учитывая, что Зязиков против создания Чечено-Ингушской Республики. Зачем ему отдавать власть?»
Ростов-на-Дону
═
Покушения на Мурата Зязикова
В сентябре 2003 года в Назрани недалеко от жилой резиденции президента Ингушетии в перекрытой решеткой водосточной канаве у дороги, по которой ежедневно передвигался кортеж Зязикова, было обнаружено мощное взрывное устройство. Оно состояло из двух минометных мин калибра 120 мм и артиллерийского снаряда калибра 122 мм, трех детонаторов, от которых на расстояние 150 м был протянут провод.
В июне 2004 года в кортеж ингушского президента врезался начиненный взрывчаткой автомобиль, которым управлял террорист-смертник. В багажнике машины находились 50 кг взрывчатки. Зязикова спас бронированный «Мерседес», но его водитель получил легкие ранения, пострадали пять случайных прохожих. Ответственность за неудавшееся покушение взял на себя Шамиль Басаев.
В июле 2004 года на окраине села Али-Юрт были обнаружены 4 противотанковых управляемых снаряда «Фагот», готовых к применению и направленных на столицу Ингушетии Магас. По мнению экспертов, установка могла быть использована для обстрела резиденции Мурата Зязикова.