Президент США Джордж Буш отверг звучащие в США призывы не ехать на саммит «большой восьмерки», который состоится в июле с.г. в Санкт-Петербурге. «Это было бы ошибкой», – заявил глава Белого дома на встрече, организованной в Вашингтоне активистами правозащитной организации «Фридом хаус».
По словам американского президента, бойкот саммита – не самый эффективный способ повлиять на президента Владимира Путина и продвинуть дело демократии в России. Он сообщил, что в свое время проконсультировался с представителями демократических кругов России о том, как лучше иметь дело с их страной и президентом, и они поддержали его подход.
Этот подход сводится к стремлению сохранять возможности для откровенных обменов мнениями. Буш рассказал представителям «Фридом хаус»: «Я помню встречу с группами в области защиты прав человека в России, на которой я спросил, какую стратегию я как президент Соединенных Штатов должен избрать. Должен ли я создать условия для откровенной дискуссии или мне надо публично отчитывать его, и он тогда может перестать прислушиваться к моим словам?» Российские правозащитники тогда единодушно поддержали Буша в том, что США должны сохранять возможность «излагать свои озабоченности» российской стороне. Сам Буш считает необходимым сохранять такие личные отношения с Путиным, когда «можно было бы войти в одну комнату с ним, не опасаясь, что он распорядится выгнать меня».
Как отмечает агентство АП, передавшее сообщение о выступлении Буша, американский президент был в своих высказываниях «необычно свободен и откровенен». Сама организация «Фридом хаус», как известно, в значительной степени состоит из специалистов по России и соседним с ней странам.
В прошлом «Фридом хаус» занимался устройством политических беженцев и перебежчиков из Советского Союза, а ныне специализируется на продвижении лозунгов демократии на постсоветском пространстве.
Касаясь тезиса об «отходе» Кремля от демократии, на который, как правило, ссылаются противники американского участия в работе саммита, то его участники, по словам американского президента, непременно «поднимут эту тему» в Санкт-Петербурге. Сам же он постоянно говорит об этом с российским лидером и «изо всех сил старается убедить Владимира Путина в том, что в его интересах взять на вооружение ценности западного типа, универсальные ценности». К числу этих ценностей Буш относит власть закона, свободу вероисповедания, свободу собраний, свободу деятельности политических партий и свободу печати.
«Я не махнул рукой на Россию, – заявил Буш. – Я и сейчас считаю, что Россия понимает, что в ее интересах быть частью Запада, работать с Западом и действовать в согласии с Западом. При этом никто не говорит России: вы должны выглядеть, как США».
В прошлом году два американских законодателя – сенатор-республиканец Джон Маккейн и конгрессмен-демократ Том Лантос выдвинули законопроект с требованием отказа США от участия в саммите в Санкт-Петербурге, который пока не был поставлен на голосование в Конгрессе. В то же время тезисы против поездки Буша на саммит фигурируют в выступлениях отдельных американских политических и военных деятелей, а также экспертов по России.
Отвечая сторонникам бойкота, Буш заметил, что видит эффект от своего участия в саммитах «большой восьмерки». По словам Буша, участие полезно тем, что позволяет добиваться единого подхода и даже защищать интересы других демократических стран, которые часто обращаются с просьбой «походатайствовать» за них.