Партофис под надежной крышей адвокатуры.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
В ближайшую субботу истекает срок представления политическими партиями годовых финансовых отчетов в Центризбирком и в Минюст. Однако, как показывает практика, довольно трудно проследить истинные размеры благосостояния отдельных политструктур. Например, зачастую в тени остается вопрос предоставления партийцам площадок для базирования местных отделений. Отдаются они часто на правах аренды, иногда – в виде разовых площадок, в порядке проявления личных политических предпочтений владельцев.
Имущественное положение отечественных политструктур сегодня действительно очень неодинаковое. В лидерах по степени состоятельности – «Единая Россия». Она же является, как выясняется, правопреемницей КПСС по части приспособления к своим партийным нуждам государственных и муниципальных учреждений, а также – той части бывшей партсобственности КПСС, которая недурно сохранилась по сей день, поступив в распоряжение местных властей.
Классовая борьба за квадратные метры
Заметим при этом: в начале 90-х в Москве в соответствии с административным делением столицы было только 33 райкома Компартии. Потом система реформировалась, и число районов утроилось. Соответственно, возросло и число партячеек. И коммунистических, и медвежьих. Сегодня в столице 123 районных комитета КПРФ, и собственных помещений нет ни у одного из них. По словам члена ЦК партии и бывшего главы Пролетарского райкома КПСС Сергея Серегина, ютятся они часто где попало, иногда – в местных советах ветеранов, «но это – не помещения райкомов, они там на птичьих правах». Серегин отказался называть ветеранские отделения, впустившие на порог коммунистов: «По той простой причине, что завтра дадут команду этих «коммуняк» оттуда повыкидывать». Эту же тенденцию – социальное неравенство партий в предоставлении им площадок – отмечает и второй секретарь ЦК КПРФ, депутат Мосгордумы Владимир Лакеев: «Взгляните на карту Москвы, там отмечены отделения единороссов, и я вам покажу, что у нас таких хороших помещений нет...»
«Единая Россия», напротив, трудностей в этом плане не испытывает. Многие ее «районки» притулились к управам и префектурам, а городская организация оккупировала территорию бывшего Киевского райкома КПСС, что на Кутузовском проспекте. Корреспондент «НГ» попытался выяснить, кому принадлежат – и на каких правах, может быть, аренды? – эти помещения. Однако на все вопросы сотрудники медвежьих первичек подозрительно интересовались: «А зачем это вам?» – и клали трубку. Иногда, правда, жаловались на житейские неурядицы. Начальник пресс-службы московского отделения «Единой России» Наталья Бурцева сообщила корреспонденту «НГ», что хотя серьезных проблем с помещениями и оргтехникой отделения партии не имеют, но многие из них находятся в «довольно стесненных условиях»: «Так, чтобы досталось помещение на Кутузовском проспекте, повезло только нам. Здесь достаточно просторно и удобно, только вот трубы протекали этой зимой и отопление часто отключали...» Руководитель пресс-службы ЕР Илья Киселев не стал комментировать имущественный статус единороссов в Москве, а по поводу региональных ячеек оказался просто не в курсе – на каких правах они владеют помещениями.
Корреспондент «НГ», обзвонив наугад пятерку регионов, выяснил, что помещения бывших обкомов КПСС занимают сегодня чиновники областных администраций, депутаты законодательных собраний либо местные правительства.
«Там раньше было что-то дэзовское...»
Единороссы нечасто экспроприировали прежнюю собственность КПСС еще и по причине отсутствия особых препятствий для изыскания новых объектов. Для этого образовался большой простор в эпоху повсеместного освоения столичных подвалов, когда нежилое помещение после ремонта обретало совершенно европейский вид. Один из таких лакомых кусочков расположен по адресу: Гончарная улица, 38 – это первый этаж жилого дома, приспособленный для партийных нужд ЕР. «У нас на Гончарной, – с обидой говорит корреспонденту «НГ» Серегин, – своего пристанища нет, а районное отделение ЕР – пожалуйста, замечательное помещение с оформлением, указателями, как пройти, – раньше там что-то дэзовское было».
Коммунисты, отказываясь признавать ЕР своей правопреемницей хотя бы даже по одному из признаков – имущественному, указывают, что медведи становятся всего лишь удачливыми квартирантами настоящей власти: по словам секретаря ЦК КПРФ Олега Куликова, «претензии «Единой России» на то, чтобы быть единственной правящей партией, не имеют будущего уже потому, что руководство страны не собирается делиться с ней властью, а выстраивает систему сдержек и противовесов. Поэтому основной функцией ЕР останется роль профсоюза чиновников».
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)