В Белоруссии прошли президентские выборы. Прошли так, как, собственно, и ожидали, – практически безальтернативно, сопровождаемые среднемасштабными выступлениями оппозиции, предсказуемой реакцией мировой общественности. У Александра Лукашенко поводов нервничать не было, митинги оппозиции разгоняются враз, на заявления Евросоюза, Госдепартамента США, ОБСЕ и российских правозащитников старо-новый президент свободной Белоруссии реагирует равнодушно-спокойно: пошебуршите, ребята, коль охота есть, поиграйте в свою вшивую западную демократию, а у нас тут демократия своя, да и тылы в виде государства российского мощные, в обиду не дадут. Наша демократия – это отсутствие безработицы, гарантированные копейки до конца жизни, рынки без инородцев, Александр Григорьевич-баши наш президент вовеки веков, Северная Корея нам друг и брат, а думать иначе, конечно, можно, но только в специально отведенных для этого местах, где окна затянуты в мелкую клетку.
Вчера прошли парламентские выборы на Украине. 45 партий и объединений выставили своих кандидатов на первые после оранжевой революции выборы в Верховную Раду. Бюллетень для голосования уже прозвали «рушником», который наверняка мог бы занять место в Книге рекордов Гиннесса, – его длина составляет 78 сантиметров. Что ни говорите, размер имеет значение. Белорусский бюллетень, наверное, и носовым платком трудно было бы окрестить, зато в него вместилось все светлое гарантированное будущее белорусского народа. Что вызывает тягучую зависть многих российских жителей и пожелания сделать белорусского гаранта одновременно и нашим гарантом, то бишь президентом Союзного государства.
Но хочется посоветовать никому не завидовать. Не потому только, что чувство это вообще пустое, неконструктивное и разрушительное, не потому также, что Россия уже прошла похожий путь при Ельцине, в 90-е. Но потому прежде всего, что жизнь не стоит на месте. В России – в том числе. Однако у нас, как известно, особый путь, и его «особость» – в нам одним присущем круговороте режимов в природе. Можно сказать, что История в определенном смысле выбрала Россию своей любимицей. Потому что только здесь настолько не умеют учиться на своих ошибках, что без конца пускают Историю резвиться на бескрайних российских просторах, позволяя ей повторять свои гримасы, танцы, ужимки и прыжки. Россия – страна грабель. Их здесь больше, чем даже нефтяных вышек. Веселая История, зачастившая к нам повторяться, давно уже придумала себе местную забаву – подставлять стране грабли, на которые все мы охотно наступаем. История, полюбившая возвращаться к нам в виде фарса, любовно готовит нам очередные грабли, дорожку к которым мы уж проложили. Безальтернативные выборы нам уже обеспечены. Следующей забавой Истории будет неизлечимая тоска по сильной руке, восстановление памятников Тому Самому Другу Физкультурников и Этому Самому Другу Дзюдоистов. Маркс сказал, что история повторяется первый раз в виде трагедии, второй раз – в виде фарса. Вольно же ему было. Он просто не дожил до того, когда его идеи начнут воплощаться, перевоплощаться и повторяться. Не успел он стать свидетелем повторения истории, а если бы успел, то скорее всего о фарсе речи бы не было. На трагедии бы и остановился. Послушал бы Маркс звонки на «Эхо Москвы» – мол, режим Лукашенко поддерживаем, а самого батьку – в президенты Союзного государства, – затосковал бы основоположник. В общем, Лукашенко – наше светлое будущее, Майдан – наше светлое прошлое.
Современный грамотный человек, очевидно, должен хотеть в будущее. Но так же очевидно, что современному грамотному человеку не может хотеться в будущее, олицетворением которого является твердая рука с куском гарантированной колбасы. Опять же – современному грамотному человеку, ностальгирующему по светлому ельцинскому прошлому, которое для Украины пока настоящее, совершенно ясно, к какому светлому будущему эта эйфория свободы может привести и уже привела Россию. А не хотеть ничего современному грамотному человеку нельзя. И что делать? Может, просто делать вид, что ты ни при чем?
А так, между прочим, все больше и больше народу и поступает. Нас постепенно перестает интересовать не только прошлое, но и будущее, наше собственное будущее. Все больше и больше людей перестают ходить на выборы, все чаще слышишь: «Я новости по телевизору давно перестал смотреть, а в газетах только светскую хронику читаю, потому что все козлы, а изменить ничего нельзя».
Французские студенты, не довольные «Законом первого найма», учинили революцию. Наша молодежь тихо негодует, слыша разговоры об отмене одной за другой отсрочек от армии, об укорочении списка болезней, по которым ты можешь быть признан не годным к воинской службе, и терзает родительские кошельки в поисках отмазок с несколькими нулями.
Большинству из нас все равно, при каком режиме жить, – была бы крыша над головой, приличный заработок и счастливое детство наших отпрысков, каким оно было в наши пионерские дни. Другой вопрос, что в счастливое наше пионерское детство наши тогдашние гаранты очень берегли наши уши и ничегошеньки не рассказывали о детских домах, об алкоголизме, о проституции. Но ведь так хорошо ничего не знать! Незнание – первая заповедь счастливого существования. Поэтому, может, и есть смысл позавидовать тем, кто вчера копался с 78-сантиметровым бюллетенем, выбирая себе рулевых. Они пока забыли о гарантированном куске вареной колбасы, сунутой за хорошее поведение в зубы той самой сильной рукой, о необходимости которой так громко говорят два братских члена Союзного государства Россия и Белоруссия.