0
1382
Газета Политика Интернет-версия

23.03.2006 00:00:00

Гарантированное одностороннее уничтожение

Тэги: сша, ядерный удар


сша, ядерный удар

Эра «гарантированного взаимного уничтожения» пришла к концу – такой вывод сделали два американских университетских специалиста по международной безопасности на базе проведенного ими анализа соотношения ядерных сил США и их возможных соперников – России и КНР.

Доцент Университета Нотр-Дам Кейр Либер и его коллега из Пенсильванского университета Дэрил Пресс выступили в авторитетном американском журнале «Форин афферс» со статьей «Становление американского ядерного господства». Путем сравнения состояния российского и китайского стратегических потенциалов и состояния и планов развития американских ядерных программ они выявили свидетельства усиливающегося отрыва США от других стран, прежде всего России и Китая, по возможностям своих стратегических сил.

По мнению авторов, США оказались на пороге завоевания столь значительного преимущества в ракетно-ядерной сфере, что будут иметь возможность нанесения обезоруживающего первого удара как по России, так и по Китаю, не подвергая себя риску возмездия. Это означает конец ситуации «взаимного гарантированного уничтожения», известной под английской аббревиатурой MAD, считают Либер и Пресс. Как известно, сокращение MAD, созвучное слову «сумасшествие», в период холодной войны рассматривалось как символ баланса страха – считалось, что ни та, ни другая сторона ядерного конфликта не способна с помощью упреждающего удара вывести полностью ядерный потенциал другой стороны и избежать возмездия. Теперь же, по мнению авторов статьи, это становится возможным, но только для одной из сторон – США.

В статье говорится, что падение российской стратегической мощи продолжается с 90-х гг. По состоянию на сегодняшний день число бомбардировщиков дальнего действия у России на 39% меньше их численности в советские времена, МБР – на 58%, а ракет подводного базирования – на 80%. Из общего числа российских МБР около 80% уже завершили первоначально отведенный им срок службы.

Существуют планы дальнейшего сокращения числа российских стратегических ракет, официально – на 35%, а в действительности значительно больше. По утверждению авторов статьи, может случиться так, что к концу десятилетия у России останется около 150 МБР вместо существовавших в начале 90-х 1300.

Проблема не сводится только с снижению численности стратегических средств. Так, все имеющиеся у России бомбардировщики дальнего действия базируются на двух аэродромах и редко когда проводят учебные полеты. Их ядерные боеприпасы хранятся вне аэродромов, что еще более ограничивает возможности задействования самолетов. Все 9 ракетных подводных лодок основную часть времени находятся у причалов, что резко повышает их уязвимость. Ныне боевое патрулирование проводится ими лишь 2 раза в год, в то время как в советские времена это делалось до 60 раз. (США проводят в среднем 40 патрулирований.)

Наконец, серьезными слабостями обладает российская система раннего оповещения – из-за «дыры» в ее восточной части она не способна обнаружить пуски ракет из зоны Тихого океана, о них российское руководство может узнать лишь после того, как ракеты достигнут цели.

Не стали полностью на ноги и стратегические силы КНР. По утверждению авторов статьи, китайские ракетные войска имеют лишь 18 стационарных установок МБР. Сами ракеты имеют жидкостные двигатели, что требует до двух часов для заправки. Из двух имевшихся ракетных подводных лодок одна затонула, а другая вышла из строя. КНР не имеет бомбардировщиков дальнего действия и системы раннего обнаружения.

В то же время, как отмечается в статье, США все это время продолжали улучшать все элементы своей ядерной триады: снабдили ракетные лодки новым видом баллистической ракеты, оснастили тяжелые бомбардировщики крылатой ракетой дальнего радиуса действия, повысили точность своих стратегических ракет. Принимаются меры к улучшению систем слежения за иностранным стратегическими силами и раннего оповещения. Особо быстрыми темпами ведется оснащение американского ядерного арсенала боеголовками, служащими поражению укрепленных целей.

«Другими словами, нынешние и будущие ядерные силы США предназначены для того, чтобы нанести упреждающий обезоруживающий удар по России или Китаю, – заявляют авторы статьи. – США открыто стремятся к обеспечению господства в каждом направлении современной военной техники, как в том, что касается обычного арсенала, так и их ядерных сил».

«Если политика Вашингтона не изменится или Москва и Пекин не примут мер по увеличению размеров и боеготовности своих сил, России и Китаю и всему остальному миру придется многие годы жить в тени ядерного господства США», – считают Либер и Пресс.

Безнаказанность невозможна

Глава Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, член-корреспондент РАН д.и.н. Алексей Арбатов

Численное снижение российских стратегических сил в действительности происходит, однако утверждение о приобретении Соединенными Штатами потенциала обезоруживающего первого удара необоснованно. Даже с учетом снятия вооружений по окончании сроков службы и по Договору о сокращении наступательных потенциалов от 2002 года у нас останется около 1500 ядерных боеголовок. Это более чем достаточно для того, чтобы, даже подвергнувшись ядерному нападению, суметь нанести стране-инициатору катастрофический ущерб, скажем, уничтожить десяток ее крупных городов.

Если в период холодной войны еще можно было спорить о допустимости такого ущерба, то ныне он явно неприемлем. Так что говорить о возможности того, что США могут нанести по России обезоруживающий первый удар, не подвергая себя опасности возмездия, не приходится.

Другое дело – разрыв в количественных и качественных показателях стратегических сил США и России. Здесь возможны различные шаги, чтобы не допустить увеличения этого разрыва. Например, выделить средства на рост выпуска модернизированных вооружений. Это можно сделать за счет сил обычного назначения. Надо решить, что важнее – миллионная армия или сохранение стратегического потенциала под стать американскому.

Можно даже поступиться отдельными элементами «триады» в пользу наиболее действенных стратегических вооружений. На мой взгляд, можно было увеличить темпы ввода в строй мобильных сухопутных ракетных комплексов с РГЧ «Тополь-М» и обратить внимание на дальнейшее совершенствование системы раннего предупреждения.

Что касается Китая, то он действительно имеет лишь около 20 МБР, способных достичь территории США. В то же время китайцы ведут свои разработки по целому ряду направлений и в случае их успеха смогут быстро нарастить свои стратегические силы. В целом ситуация в мире меняется настолько радикально, что можно предположить совершенно новые оси противостояния в будущем и иные параметры балансов сил.

Первый вице-президент Академии проблем безопасности, обороны, правопорядка (АПБОП) генерал-полковник Виктор Есин (в 1994–1996 годах являлся начальником главного штаба Ракетных войск стратегического назначения (РВСН)

Вывод авторов о том, что США в случае их ядерной атаки против России смогут избежать ответного удара, «неверны и явно преследуют скрытые военно-политические цели. В области ядерного сдерживания между Россией и США сохраняется баланс сил. Поэтому предположение о возможности первого обезоруживающего удара со стороны США по России некорректно. Весьма сомнительно, что США смогут его нарушить в свою пользу созданием новейшей национальной противоракетной обороны (ПРО). Если же США все же смогут построить ПРО к 2020 году, способную перехватывать даже 300 боеголовок, то это все равно их не защитит от встречного массированного ракетно-ядерного удара в 1200–1500 боеголовок.

Кроме того, Россия активно совершенствует средства ракетно-ядерного сдерживания. Уже появились маневрирующие ядерные боеголовки. Для американской системы ПРО будет весьма проблематично рассчитать траекторию полета таких русских боеголовок и точно указать противоракете точку встречи с целью. Будущая американская ПРО будет наверняка с ограниченными возможностями и не сможет легко сбить все российские ракеты в ответном ракетно-ядерном ударе.

Не выдерживает критики и утверждение американских авторов, что у России средства системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) исчерпали свой потенциал и уже не могут эффективно засекать пуски американских ядерных ракет, в том числе и с подводных лодок. Он отметил, что на вооружение уже поступила первая весьма эффективная РЛС СПРН высокой заводской готовности (ВЗГ) типа «Воронеж». В ближайшие годы на территории России будут развернуты еще 5 таких мощных радаров, которые строятся всего за пару лет (прежде на это уходило 5–8 лет). Кроме того, полагает генерал Есин, к 2008 году будет полностью восстановлен космический эшелон системы СПРН».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2145
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1390
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1032
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1352

Другие новости