– Андрей Владимирович, после оглашения результатов расследования ДПР о списках либеральных партий возникло впечатление, что вы решили «утопить» ваших потенциальных союзников, которых сами же призывали к объединению.
– Мы не топим никаких союзников, просто я не люблю, когда люди надувают щеки, а за ними никого нет. Мы против кабинетного варианта объединения демократических сил, мы решили объединяться снизу и обратились напрямую к рядовым членам партий.
– Паспорта у собеседников проверяли?
– Нет, конечно. Просто – звонок в дверь квартиры: «Вы – Иванов Иван Иванович? Мы знаем, что вы член СПС (или «Яблока», или Республиканской партии. Мы приняли манифест, согласны вы с ним или не согласны?» Многие, особенно у республиканцев, делают круглые глаза и говорят: «А что вы к нам обращаетесь, я не занимаюсь политикой и не состою ни в какой партии».
– Обычно при оглашении результатов подобных опросов называют число респондентов, регионы, время исследования... Вы бы могли назвать такие данные?
– Я пока не могу называть регионы – в трех из них мы запустили этот пилотный проект, чтобы посмотреть на реакцию рядовых членов демократических партий... Ну, один из регионов – Москва, другие называть не хочу, чтобы местные организации либеральных партий не предприняли что-нибудь. Что касается количества опрошенных, то вот у республиканцев небольшие организации – чуть больше пятисот членов в регионах. У СПС довольно большие организации...
– А сколько всего было опрошено – количество людей или хотя бы квартир вы можете назвать?
– У меня сейчас нет точных цифр под рукой... Но я могу сказать, что 90% членов партийных списков практически всех либеральных партий просто нарисованы.
– После вашей пресс-конференции демократы снова стали называть ДПР кремлевским проектом.
– Меня это не удивляет, и оправдываться я не собираюсь. Если бы ДПР была кремлевским проектом, то в Курске нам бы дорисовали недостающие для прохождения в местную Думу сорок голосов.
– Но вы таки не отказываетесь от задачи заинтересовать собой и партией администрацию президента, о чем заявили на пресс-конференции. Пока вас не заметили?
– Мы пока ничего конкретно не предлагали, да и в администрации ведь тоже сидят адекватные люди, которые смотрят на конкретный результат.
– А у вас есть под рукой данные о нынешнем списочном составе вашей партии?
– У нас 74 региональные организации, 81 с половиной тысяча членов партии. На выборах из числа правых партий мы выступили успешнее всех – вот в Курской области, для того чтобы пройти в местную Думу, нам не хватило всего сорока голосов.
Ирина Хакамада: Богданов – честный человек
Член Народно-демократического союза, глава незарегистрированной партии «Наш выбор» Ирина Хакамада в интервью «НГ» комментирует изыскания Андрея Богданова. Напомним: 8 апреля должна состояться учредительная конференция НДС Михаила Касьянова.
– Ирина Муцуовна, против кого, на ваш взгляд, направлены действия Богданова?
– Против тех, кого он назвал, и направлены. Все честно!
– Видите ли вы в ДПР силу, способную объединить демократов «снизу», «без Чубайса, Явлинского, Немцова, Хакамады и Касьянова»?
– Я не вижу. Потому что не считаю Богданова и членов его партии представителями демократических сил – при чем тут название партии? Их немного, но, надеюсь, они люди принципиальные.