От охраны наземных трубопроводов – к защите подводных коммуникаций.
Фото Reuters
Столетие российского подводного флота ознаменовалось вчера закладкой нового подводного ракетоносца четвертого поколения «Владимир Мономах» на верфях Северодвинска. Как сообщил журналистам главком ВМФ РФ вице-адмирал Владимир Масорин, в ближайшие десять лет Россия полностью обновит свои морские стратегические силы. По его словам, подлодок класса «Борей», к которым относится «Владимир Мономах», будет построено больше шести, и они поступят на Северный и Тихоокеанский флот. На эти слова обратили внимание эксперты, поскольку еще недавно официально планировалось построить ровно шесть таких подводных ракетоносцев.
Налицо предстоящее усиление военно-морской компоненты Вооруженных сил РФ. В ближайшие 15–20 лет флот получит не менее 20 фрегатов дальней океанской зоны, один или два авианосца, несколько подводных лодок и еще ряд боевых кораблей. Произойдет фактически полное перевооружение ВМФ РФ кораблями нового поколения. И для этого есть серьезные политические и экономические причины.
Как заявил «НГ» заместитель директора Института США и Канады генерал-майор в отставке Павел Золотарев, ранее возглавлявший одно из научных управлений Генштаба, надо уметь защищать свои интересы, как экономические, так и геополитические. Для этого в первую очередь необходим мощный флот. «Обеспечение экономических интересов России в ближних морях – первоочередная задача ВМФ, а не присутствие в Мировом океане», – сказал Павел Золотарев. Он напомнил о недавнем конфликте в районе архипелага Шпицберген между российскими рыбаками и норвежскими пограничниками. Не только защита Северо-Европейского трубопровода, проложенного по дну Балтики, потребует усиления военно-морских сил России, но еще встанет вопрос о защите арктического шельфа с его богатыми природными ресурсами. «Не надо забывать и о спорных районах на Дальнем Востоке», – отметил Павел Золотарев.
Северо-Европейский трубопровод стоимостью 4 млрд. евро будет в год перекачивать в Западную Европу 55 млрд. кубометров природного газа стоимостью в ценах сегодняшнего дня около 12,5 млрд. долларов. Только экономия на оплате транспортировки газа через Польшу даст 1 млрд. долларов в год. Трубопровод будет иметь стратегическое значение для всей Западной Европы, поэтому без охраны его оставлять нельзя, подчеркнул Павел Золотарев. Как и все шельфовые месторождения углеводородов. В январе нынешнего года нигерийские повстанцы совершили нападения на нефтедобывающие морские платформы, были убитые и захваченные заложники. Многие районы океанического шельфа, где обнаруживаются запасы нефти и газа, тут же становятся яблоком раздора для близлежащих государств. Это заставляет серьезно задуматься об усилении флота, в том числе стратегического.
За последние 15 лет российский военно-морской флот пришел в упадок. По расчетам экспертов, в 2015 году в составе ВМФ осталось бы 22 атомные подводные лодки, 9 дизельных подлодок и не более 29 надводных кораблей на 4 флота и Каспийскую флотилию вместе взятые. Это означало бы полную недееспособность морской компоненты Вооруженных сил РФ. Строительство новых кораблей тем временем затягивалось из-за нехватки средств. Например, подводная лодка проекта четвертого поколения 855 «Северодвинск» была заложена в 1993 году, подлодка проекта «Борей» «Юрий Долгорукий» – в 1996 году. Они не готовы до сих пор, хотя, по словам адмирала Масорина, на строительство лодок этого класса требуется 5–6 лет и 1–2 года на испытания. Кроме них строятся «Александр Невский» (заложена в 2004 году) и дизельная подлодка класса «Лада», которую обещают сдать уже в 2006–2007 годах.
Как отметил начальник управления кораблестроения ВМФ РФ контр-адмирал Анатолий Шлемов, «впервые за последние годы гособоронзаказ все ближе подходит к уровню государственной программы вооружений. А это значит, что мы возвращаемся к тем временам, когда флот регулярно получал новую технику, модернизировал устаревшую и вовремя и в полном объеме проходил ремонты». По его словам, на «Севмашпредприятии», которое строит атомные подводные лодки, объем производства в 2006 году возрастет в 1,3 раза, а поступление бюджетных средств – в 1,6 раз.