Чекалин (справа) и Ромодановский понимают, что одними карательными методами ситуацию не переломить.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Депутаты намерены либерализовать законодательство о миграции. В пятницу Государственная Дума предполагает одобрить в первом чтении новый закон о миграционном учете иностранных граждан, а также поправки к ныне существующему закону об их правовом положении в России. Вчера же правительственную точку зрения на все эти проблемы депутатам представили первый заместитель министра внутренних дел Александр Чекалин и глава Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский. Они заявили, что отношение государства к проблемам миграции предполагается кардинально изменить.
По словам Чекалина, в первую очередь необходимо решить задачу повышения миграционной привлекательности России для квалифицированной рабочей силы из окружающих ее стран. На втором месте – переселение в Россию так называемых соотечественников, то есть русскоязычных граждан бывшего СССР. Третье место по значимости занимает «создание благоприятных условий для совместной жизнедеятельности коренного населения и мигрантов». И только на четвертом стоит более эффективное противодействие нелегальной миграции в контексте общей борьбы с преступностью и терроризмом на национальном и международном уровнях. Слова Чекалина подтвердил и Ромодановский, заявивший, что «общество должно наконец понять, что прошло уже то время, когда можно было хватать и не пущать».
Тем не менее и сами высокопоставленные чиновники, и закидавшие их вопросами депутаты проблему нелегальной миграции и этнических преступных группировок без внимания вовсе не оставили. Например, первый замминистра МВД сказал, что национальной безопасности России угрожает создание криминальных национальных сообществ и появление в отдельных регионах моноэтнического бизнеса. Чекалин признался, что за последние 10 лет в России в 2,5 раза выросло количество преступлений, совершенных иностранцами, причем 90% из них – это граждане стран СНГ. Нелегальных работников, по его словам, в России несколько миллионов человек, но сколько точно – никто достоверно и не знает. Чекалин также заметил, что «возникают национальные общины мигрантов, которые не ассимилируются, и есть примеры, когда эти общины начинают предъявлять свои не основанные на законе требования». Высокий милицейский чин отметил, что все это может привести к затяжной межэтнической напряженности в регионах.
Ромодановский оказался еще более откровенен. По оценкам его службы, нелегальных мигрантов не менее 10 млн., что ежегодно наносит ущерб России в размере примерно 200 млрд. рублей. По его словам, грузинские иммигранты обеспечивают 20% ВВП Грузии, молдавские – все 30. А госбюджет Таджикистана, составляющий приблизительно 485 млн. долларов, в два раза перекрывается потоком денег из России в размере около 1 млрд. долларов, из которых не менее половины поступает в эту страну нелегально. Тем не менее глава ФМС уверен, что одними только карательными мерами действительно уже ничего не изменить. Поэтому и он сам, и его начальник значительную часть своих докладов посвятили содержанию тех законов, которые Думе предстоит рассматривать уже завтра. И Чекалин, и Ромодановский неоднократно подчеркнули, что новое законодательство будет гораздо более либеральным, чем действующее. Например, для получения разрешения на трудовую деятельность мигранту не надо будет искать какого-то российского работодателя, такой документ он сможет получить в индивидуальном порядке.
Интересно, что даже оппозиционные думские фракции в принципе не возражали против новых подходов. При этом и КПРФ, и «Родина», правда, постоянно указывали на то, что активизация миграционных процессов не должна ущемить прав коренного, прежде всего русского, населения. Исполнительная власть им отвечала, что если все мигранты будут легальными, то им нельзя будет платить в 2–3 раза меньше средней зарплаты, а тогда бизнес, без сомнения, предпочтет нанимать местных работников. В выступлениях представителей КПРФ, ЛДПР и «Родины» такие заявления, конечно, были подвернуты сомнению.