Вчера малоизвестная политическая структура «Новая правая партия» объявила о своем намерении возглавить объединительный процесс в стане демократов. Симптоматично, что пресс-конференция была объявлена сразу после появления сообщений о намерении руководства СПС и «Яблока» заключить союз перед очередными парламентскими выборами. Неожиданное соперничество среди правых выглядит на первый взгляд клонированием уже не отдельных структур, а целых объединительных процессов.
Новый рывок к объединению «старые» правые предприняли сразу после неудач на недавних региональных выборах – им не удалось достичь убедительных результатов ни в одном из 68 регионов, где проходили кампании 12 марта. Никита Белых заявил, что демократы намерены в ближайшее время договориться о создании объединенной партии: «Если в ближайшие два месяца мы сможем достичь принципиальной договоренности о форме, механизме и принципах объединения, это даст возможность рассчитывать на октябрьских региональных выборах на качественно другой результат». Переговоры с «Яблоком», заметил Белых корреспонденту «НГ», «в самом разгаре».
По мнению замгендиректора Центра политических технологий Алексея Макаркина, сегодня действительно осуществляется клонирование не только партийных структур, но и объединительного процесса в целом. При этом он не видит разницы между движением «Новые правые» и партией «Свободная Россия», потому что «от их имени выступают одни и те же персонажи»: «Свободная Россия», если мы вспомним, шла против «Яблока» на выборах в Московскую городскую Думу, и вся их кампания была подчеркнуто антияблочная... Вот сейчас смотрю на их Шмелева: этот тот же самый Шмелев, что был у «Свободной России».
Политолог объясняет инициативу клона стремлением «Новых правых» уцелеть на политическом пространстве: «Если произойдет объединение СПС и «Яблока», роль «Новых правых» существенно снизится». При этом Макаркин исключает, что «Новые правые» взялись за осуществление этого проекта с подачи президентской администрации. По его мнению, сегодня Кремлю как раз выгодно создание правой партии в составе СПС и «Яблока», в которой, с одной стороны, не было бы радикальных правых – в лице Михаила Касьянова, Ирины Хакамады и Ивана Старикова, а с другой – правых маргиналов. Таким образом, власти, на его взгляд, намерены разрулить парадоксальную ситуацию, при которой «Единая Россия» в парламенте вынуждена играть «несвойственную ей роль самой рыночной партии».